Общество как экономическая и социально-культурная система

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Общество как эконосмическая и социально-культураня система.

1) Понятие об обществе как системном образовании, общество как система

2) Типология общества

3) Культура как социальное явление

4) Социокультурные процессы современного общества

По Веберу Общество – это продукт социальных действий.

По Марксу:  Общество это совокупность отношений между людьми складывающаяся в процессе из совместных действий.

Все рассматривают общество как целостную систему и такой подход называется системным.

Само понятие общество включает четыре сферы это:

Экономическая – материальные производственные отношения между людьми и их объединениями.

Политическая – деятельность политических институтов и политических организаций.

Духовная сфера – образование и наука

Социальная – взаимодействие людей различного рода и их общности: классов этносов, социальных слоев.

Таким образом общество это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодейстий между людьми, из организациями, общностями, складывающиеся и развивающиеся в процессе из совместной деятельности.

Признаки общества:

Социальность

Территория

Взаимодействие

Социальная пространственность и социальное время

Наличие социальных институтов

Наличие социальной структуры

Типология обществ

Так как общество развивается оно проходит различные исторические этапы. Вообще существует несколько типологий: (по марксу) первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистические

Спенсер, Дюркгейм

Предлагали делить общество на традиционные, т.е. военные и обычные.

Традиционное общество отличается аграрным укладом жизни, малоподвижными социальными структурами, низкими темпами развития производства.

Промышленное представляет собой такой тип индустриализации общественной жизни, где индустриальное производство – основа экономической жизни, где производственная деятельность базируется не на традициях, а на достижении науки, где господствует рациональная система со свободной торговлей и рыночными отнощениями.

Белл, Арон

Это уже то есть по времени вторая половина двадцатого столетия предлагает делить общества на аграрно-ремесленные, индустриальные, и постиндустриальные. Вот этот типология наиболее часто используется в социологии.

Земля – основа культуры, в этом обществе господствует система разделения труда, существует схема сословий, характерна авторитарная система власти.

Индустриальный тип характеризуется крупным машинным произведством, развитой системой разделения труда при сильной специализации. Массовым производством товаров ориентированных на рынок.

Результатом этого является развитость транспортной системы и коммуникации, мобильность населения и урбанизация.

Общество постиндустриального типа – переходом от ведущей роли промышленности, к утверждению науки в роли основного инструмента, т.е. возникают новые виды наукоемкого производства, На смену пролетариату приходит когнитариат – люди способные качественно трудиться  с применением новых технологий и новых знаний.

3. Культура

Одним из важнейших факторов развития общества является культура. Термин культура латинского происхождения первоначально означает возделывание земли». Культура это совокупность средств, способов, форм образцов и ориентиров, взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержании определенных структур деятельности и общения.

Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения присущих определенной группе людей.

Общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которые от должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтения различным ценностям. Нормы – это образцы и шаблоны поведения людей в обществе. К типам норм относятся привычки обычаи традиции нормы и законы, убеждения и верования, язык. Знания.

Культура функционирует в определенных конкретных формах, например, всё социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культуры; материальная культура включает в себя инструменты которые созданы человеком, а нематериальная это слова, идеи, привычки, верования и тд и тп.

Функции культуры:

Образовательно-воспитательная – социализация личности путем освоения знания языка символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа.

Интегративная функция (интерграция) – чувство общности индивидов одного сообщества, которое появляется в результате освоения культуры.

Регулирующая функция –это установление правил и рамок поведения

Социокультурные процессы

Отрицательные стороны глобализации: снижения статуса национальных государств и их социально политической значимости, что оборачивается усилением националистических настроений и подчеркнутым региорали; глобализация нищиты, как результат господства ТНК, которые делают богаты еще богаче, а бедных еще беднее; глобализация преступности; игнорирование национальных интересов, традиций, культуры народов разных стран, социальных конфликтов вследствие чего усиливается роль международного терроризма. Что создет угрозу.

Лекция №хз 30.10.2013

Личность как система. Процесс социализации личности.

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности. Но прежде чем мы приступим к понятию личности определим…

Похожие материалы

Информация о работе