Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Кафедра «Машины и аппараты химических производств»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАКЦИОННОГО СОСТАВА
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Методические указания к лабораторной работе по дисциплине
«Технический анализ нефти и нефтепродуктов»
и курсу «Технический анализ и сертификация»
для студентов специальностей 240801 «Машины и аппараты химических производств» и 130603 «Оборудование нефтегазопереработки»
всех форм обучения
Комсомольск-на-Амуре 2009
УДК 656.6.001.24: 006.354
Определение фракционного состава нефти и нефтепродуктов : методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Технический анализ нефти и нефтепродуктов» и курсу «Технический анализ и сертификация» / сост. : А. В. Ступин, А. А. . – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. – 20 с.
Рассмотрены методы определения фракционного состава нефти и нефтепродуктов, приведены описание оборудования и методика проведения испытаний.
Методические указания предназначены для студентов специальностей 130603 «Оборудование нефтегазопереработки» и 240801 «Машины и аппараты химических производств» всех форм обучения.
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет».
Согласовано с отделом менеджмента качества.
Рецензент Г. В. Коннова
Редактор
Цель работы: познакомиться с методами и оборудованием для определения фракционного состава нефти и нефтепродуктов.
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Фракционированием называется разделение сложной смеси компонентов на смеси более простого состава или в пределе на индивидуальные составляющие. Применительно к нефти такое разделение можно проводить разными методами, основанными на различиях в физико-химических свойствах составляющих смеси: температурах кипения (перегонка и ректификация), скоростях испарения (молекулярная перегонка, тонкослойное испарение), склонности к адсорбции на различных пористых телах (хроматография), растворимости в различных растворителях (экстракция), температурах плавления (кристаллизация из растворов) и др.
Нефтяные фракции, получаемые при перегонке нефти, являются смесью углеводородов и, в отличие от индивидуального соединения, не имеют определенной температуры кипения. Они характеризуются температурами начала перегонки и конца кипения, фракционным составом.
Фракционный состав является одним из нормируемых показателей нефтяного топлива и бензинов. Фракционный состав является определяющей характеристикой при установлении области применения нефтепродуктов.
Для карбюраторных и нефтяных топлив нормируются:
– температура начала кипения;
– температуры, при которых отгоняется 10, 50 и 90 % от загрузки;
– температура, при которой отгоняется 97,5 % для авиационных бензинов и бензинов-растворителей;
– температура, при которой отгоняется 98 % для реактивных топлив;
– температура, при которой отгоняется 96 % для дизельных топлив;
– температура конца кипения для автомобильных бензинов.
Фракционный состав моторных топлив имеет важное эксплуатационное значение, поскольку характеризует их испаряемость в двигателях и давление паров при различных температурах. Топливо для двигателей с зажиганием от искры должно иметь такую испаряемость, которая обеспечивала бы следующее:
– легкий запуск двигателя при низких температурах;
– быстрый прогрев двигателя;
– хорошую приемистость двигателя к переменам режима работы;
– равномерное распределение топлива по цилиндрам.
Топливо для воздушно-реактивных двигателей должно быть утяжеленного фракционного состава (с температурой кипения порядка 150 – 280 °С) для обеспечения надежной работы системы подачи топлива на больших высотах без образования паровых пробок. Топливо также должно отличаться хорошей испаряемостью в камере сгорания и полнотой сгорания.
Значение нормируемых температур рассмотрим на примере автомобильных и авиационных бензинов:
– температура начала кипения и выкипания 10 % топлива характеризует пусковые свойства топлива. Чем ниже эти температуры, тем больше в топливе легко испаряющихся компонентов и тем легче и при более низкой температуре можно запустить холодный двигатель. Но чрезмерное облегчение фракционного состава, особенно для авиационных бензинов, не допустимо из-за возможности образования газовых пробок в топливоподающей системе и прекращения подачи топлива в камеру сгорания;
– температура выкипания 50 % топлива оказывает решающее влияние на быстроту прогрева двигателя и на расход топлива для этой цели. С понижением этой температуры прогрев двигателя ускоряется, а расход топлива уменьшается, повышается легкость перехода двигателя с одного режима работы на другой. Но чрезмерное уменьшение данной температуры может вызвать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.