Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет

им. Т. Ф. Горбачева»

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЕЙС

Методические указания к практическим занятиям

и самостоятельной работе по дисциплине

«Бухгалтерский (финансовый) учет» для студентов

специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

очной формы обучения

Составители: к.э.н., доц. ,

Утверждены на заседании кафедры

Протокол №    от   .06.2012

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

специальности 080109

Протокол №    от   .06.2012

Электронная копия находится

в библиотеке КузГТУ

Кемерово 2012

Цель, задачи и особенности метода кейсов

Кейс-метод – метод анализа жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс умений и знаний, которые необходимо освоить и усвоить при разрешении данной проблемы.

Метод  кейсов используется с целью подготовки студентов к решению сложных практико-ориентированных задач по неструктурированным проблемам.

Основной задачей метода кейсов является обучение студентов решению ситуационных задач, работе в команде и ведению групповой дискуссии, умению принимать профессиональные решения, презентации полученных результатов, что воздействует на профессионализацию студентов, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Метод кейсов – метод обучения студентов, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций на основе фактического материала для последующего разбора на учебных занятиях в рамках исследуемой темы (проблемы).

Обучающиеся должны проанализировать ситуацию – кейс, разработаться в сути проблем, выявив ключевые, генерировать альтернативные пути решения, выбрав оптимальное.

Метод кейсов является одним из способов оценки сформированности общекультурных и профессиональной компетенции студентов, а также уровня усвоения умений и освоения знаний.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

·  Соответствовать четко поставленной цели создания;

·  Иметь междисциплинарный характер;

·  Иметь достаточный объем первичных и статистических данных;

·  Иметь соответствующий уровень сложности, иллюстрировать типичные ситуации, иметь актуальную проблему, позволяющую определить разнообразные методы анализа при поиске решения, иметь несколько решений;

·  Вызывать интерес и соответствовать потребностям студентов, провоцировать дискуссию.

Использование метода кейсов требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы, одновременно обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту, учет его потребностей и стиля обучения, максимальное предоставление свободы в обучение.

Кейсы могут быть предоставлены студентам в самых различных видах: печатном, в том числе с применением нетекстового материала (наглядные приложения: схемы, графики, таблицы, фотографии), видео, аудио, мультимедиа.

Виды кейсов

Классификация кейсов по структуре:

·  Структурированные кейсы, отличаются коротким и тонным изложением ситуации с конкретными цифрами и данными, имеют одно, максимум два правильных решения. Цель таких кейсов – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации. Кейсы предназначены для оценки знания и умения студента использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний;

·  Неструктурированные кейсы представляют собой материал с большим количеством данных ( в т.ч. избыточных), имеют несколько вариантов решения, предусматривают возможность нахождения студентом нестандартного решения. Цель данного кейса – научить студентов самостоятельно выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов. Такие кейсы могут быть предназначены для оценки стиля и скорости мышления студента, его умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области;

·  Первооткрывательские (научно-исследовательские) кейсы могут отличаться коротки м изложением ситуации или представлять собой материал с большим количеством данных. Главная особенность отличия от первых двух кейсов – кейс не предусматривает обязательное наличие правильного ответа. Цель такого кейса развитие творческого (исследовательского) потенциала студента, его способности генерировать креативные идеи. При разборе кейса от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое.

Классификация кейсов по размеру:

·  Полные кейсы (в среднем 20-25 стр.) предназначены для командной работы студентов в течении нескольких дней;

·  Сжатые кейсы (3-5 стр.) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию;

·  Мини-кейсы (1-2 стр.) как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в аудитории и зачастую используются преподавателями в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.

Разработка кейсов и оценка их качества

Преподаватель разрабатывает кейс самостоятельно или вместе со студентом на основе информации:

·  Полученный по результатам встречи с представителем административно-управленческого аппарата организации;

·  Полученный в ходе исследования данных оперативной статистики организации;

·  Полученный из архивов организации и отчетам по отдельным проектам

Похожие материалы

Информация о работе