психологические образования соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности, возможно и выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Рассмотрим понятие индивидуальность. Это одна из наиболее характерных сторон личности человека, оригинальность, своеобразие личности. Б. Ананьев считает, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Под индивидуальностью понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Универсум – высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
Темперамент- интегративная характеристика индивидных свойств человека; врожденные особенности, обусловлены динамическими характеристиками проявления психики (интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенность приспособления к окружающей среде). Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность; особенности моторной сферы; свойства эмоциональности. Павлов: различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа, а не только общеизвестные- сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Важный вопрос изучения темперамента- вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента, работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и В.С. Мерлина. Темперамент можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональным отношении к его процессу и результатам.
Характер (печать, чеканка)- индивидуальное сочетание приобретенных в жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, к различным трудностям. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
Взаимосвязь характера и темперамента. Характерчеловека- сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность – легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Отечественные теории. Культурно-историческая концепция отечественного психолога Л.С. Выготского. Основные законы психического развития: детское развитие имеет свой внутренний ритм, не совпадающий с ритмом хронологического времени; закон метаморфозы; закон неравномерности развития; закон развития высших психических функций «извне внутрь». Обучение как движущая сила психического развития, создающая «зону ближайшего развития» (протяжённость между уровнем актуального, сегодняшнего развития и уровнем возможного, завтрашнего развития) личности.
Личность по А.Леонтьеву – внутренний момент деятельности.Развитие деятельности как необходимое условие и способ развития личности.
Концепция психического развития по Д.Б. Эльконину: две стратегии развития растущей личности – взаимодействия с миром вещей и взаимоотношения личности с миром людей; деятельность развивающейся личности внутри этих линий – единый процесс, формирующий личность.
Личность и её сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Феномен личности:взаимосвязь биологического, социального и духовного. Личность – проблема психолого-педагогическая. Феноменология становления личности. Специфика индивидуально-типических свойств личности. Личность как социокультурная реальность (В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев). Структура личности в исследованиях отечественных психологов (А. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, К. Платонов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн).Личность как реальность для других (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).Личность как воплощение субъективности. Антропологическая парадигма в психологии.Многомерность как сущностная характеристика личности. Развитие личности как переход от формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому типу взаимоотношений (А.Г. Асмолов).Специфика личности как психологического инструмента (Б.С. Братусь).
Возникновение отечественной «акмеологии» – раздела психологической науки о периоде расцвета жизненных сил человека. Взрослый человек: открытие личностной перспективы, ведущей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.