Ценности в структуре сознания (Статья посвящена попытке определить структуру сознания и место и роль ценностного слоя в его деятельности)

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Ценности в структуре сознания

Автор  

30.08.2011 г.

От редакции. Исполнилось 80 лет Владимиру Петровичу - крупнейшему отечественному психологу, доктору психологических наук, академику Российской академии образования, ординарному профессору ГУ-ВШЭ. Работы Владимира Петровича по формированию зрительного образа стали вкладом в мировую психологическую науку, его исследования в области визуального мышления, его учение о сознании как функциональном органе индивида и, в целом, гуманистическая устремленность его трактовки психологии - имеют важные философские аспекты. Опубликованная в нашем журнале в 1977 году статья Владимира Петровича Проблема объективного метода в психологии (в соавторстве с М.К. Мамардашвили), стала классической в этой области отечественной методологии. Владимир Петрович - наш постоянный автор. Его статьи всегда вызывают читательский интерес, а зачастую и острую научную полемику.

В личности Владимира Петровича удивительным образом сочетаются доброта, остроумие и язвительная принципиальность - черты, между прочим, остро необходимые для сотрудника любого журнала. Долгие годы Владимир Петрович был членом редколлегии Вопросов философии. Ныне он член международного редакционного совета нашего журнала.

Редакция, редколлегия и международный редакционный совет поздравляют Владимира Петровича с юбилеем и желают ему физического здоровья, душевной бодрости и духовных достижений.

Статья посвящена попытке определить структуру сознания и место и роль ценностного слоя в его деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сознание, структура, смысл, значение, объективный, субъективный, время, пространство, ценность.

Мало-помалу психология приходит к сознанию (или приходит в сознание), что именно сознание должно стать одним из главных предметов ее изучения.

В начале 20-х годов XX в. М.М. Бахтин писал, что развоплощенное теоретическое сознание знает только общую содержательно-смысловую ценность всякой личности, всякого человека. Подобное сознание не может породить не случайно единственного конкретного поступка, но лишь оценку поступка post factum, как экземпляра поступка. Он значительно раньше, чем психологи, дал действенную конкретную оценку поступающего сознания, поступка-оценки, ищущего себе оправдания не в системе, а в единственной и конкретной неповторимой действительности [Бахтин 2003 1, 67]. Л.А. Гоготишвили, комментируя «К философии поступка», откуда взяты эти слова, пишет: «Культурные смыслы и формы - не внешние субъекту факты, а то, что имеет внутреннюю и общую с поступающим сознанием кровеносную систему: смыслы могут и должны вернуться в мотивацию поступка ...» [Бахтин 2003 1, 437]. Заметим, что наличие общей кровеносной системы у поступающего сознания и культуры - это хорошая прививка против его редукции к физиологии, генетике, квантовой механике и т.п. Разумеется, с развоплощенным теоретическим сознанием приверженцы редукционизма вольны делать все, что им вздумается: оно все стерпит. Столь же вольно могут они обращаться с отрешенным от культуры, ее ценностно-смыслового топоса поступком, лишенном идеальных моментов. В этом случае поступок обедняется, ниспадает на ступень элементарной биологической и экономической мотивировки, теряет имя действия. Зато открывается простор психофизиологическим исследованиям. Такое «безмозглое действие» - вполне почтенный предмет когнитивной нейронауки. Это говориться не для того, чтобы обидеть ее представителей, а для того, чтобы подчеркнуть, что в каждом акте поступающего сознания присутствует весь человек с духом, душой, телом и культурой.

Для того, чтобы перейти от теоретического представления о сознании к миру причастно-поступающего сознания, любая предлагаемая структура сознания должна отражать и порождать следующие его свойства: онтологичность (бытийность, событийность), хронотопичность, смысловое строение, рефлексивность («внутреннее единство смысла»), интерсубъективность (диалогизм, «разговорное бытие»), гетерогенность образующих, полифонию, интенциональность, ценность (ценностность), динамизм взаимоотношений слоев и их образующих (переходы и контактные барьеры, состояния сознания), открытость, подобная открытости образа мира, свободу и ответственность, спонтанность, конструктивность - творение внешнего и внутреннего миров, дструктивность, вплоть до суицида его носителя. Перечисленные требования к структуре сознания одновременно могут рассматриваться как его свойства, репрезентирующие целое сознание и его виды и формы: рефлексивное сознание, интенциональное сознание, ценностное сознание и т.п., хотя более правильно говорить о соответствующих уровнях, слоях

Похожие материалы

Информация о работе