Рабочая программа по дисциплине "Психология и педагогика" (Содержание дисциплины. Тематический план семинарских занятий дисциплины)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Диагностика свойств темперамента; диагностика типов акцентуаций у взрослых; диагностика типов акцентуаций у детей; диагностика характерологических особенностей.

2

13

Проведение экспериментально – психологического исследования:

Исследование памяти; исследование внимания; исследование мышления; исследование эмоций; исследование воли; исследование личностных особенностей; подготовка заключения.

2

14

Личность и болезнь.

Характеристика дискомфорта и боли; субъективная и объективная оценка боли; понятие дефицитарности и ее источники; внутренняя картина болезни, ее структура и обусловленность; реакции на болезнь; понятия аггравации, симуляции, диссимуляции; фазы переживания болезни во времени; типы отношения к  болезни; способы коррекции дезадаптивных типов отношения к болезни.

2

15

Диагностика типов отношения к болезни:

Заполнение опросника ТОБОЛ; анализ адаптивных типов; анализ дезадаптивных типов.

2

16

Взаимодействие врача и больного в лечебном процессе:

Требования к личности медицинского работника; профессиональная психическая деформация в работе врача; условия создания положительных взаимоотношений между врачом и больным; перенос и контрперенос; врачебные ошибки: классификация, причины; врачебная тайна; ятрогении: причины, проявления; психическая вентиляция, ее положительное значение; характеристика плацебо – эффекта; проблема эвтаназии; понятие о госпитализме, клинические проявления; виды ответственности медицинских работников.

2

17

Психосоматические взаимоотношения:

Понятие о «психогении» и «соматогении»; саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека; механизмы влияния соматической болезни на психику; особенности личности больного на разных этапах течения соматического заболевания; возможности психотерапии при психосоматических заболеваниях; диагностические методики определения предрасположенности к формированию психосоматических заболеваний: исследование алекситимии; диагностика предрасположенности к развитию гипертонической и язвенной болезней.

2


1

2

3

18

Стресс, психологическая защита и копинг -поведения:

Понятие «стресс», фазы стресса; основные понятия в теории стресса; нейроиммунологические исследования и влияние дистресса на общее состояние здоровья; дистресс и иммунологические системы; психодиагностика групп повышенного риска; цели копинг – поведения; формы копинг – поведения; понятие о конструктивных и неконструктивных механизмах копинг – поведения.

2

19

Методы исследования стресса, психологических защит и копинг - поведения:

Психодиагностика групп повышенного риска в отношении стресса; диагностика защитных механизмов; диагностика стратегий копинг – поведения и сфер их проявления.

2

20

Основы психотерапии:

Различия между психотерапией и психологической коррекцией; -    цели психотерапии; некоторые психотерапевтические приемы  в лечебной деятельности; внушение, его виды; основные направления в психотерапии.

2

21

Частные виды психотерапии:

Задачи  и стратегия психоаналитической психотерапии; цель бихевиоральной психотерапии и способы ее достижения; цель, стратегия и методы гуманистической терапии; цель и составляющие транзактного анализа; цель и направленность телесно – ориентированной психотерапии; цель, составляющие и стадии психодрамы; цель и методы нейролингвистического программирования.

2

22

Установление доверительных отношений:

Понятия «доверие» и «доверительное общение»; манипуляторы и их виды; актуализаторы и их виды; ЭГО – состояния, их характеристика; транзакции, их виды; стадии становления и углубления доверительных отношений.

2

23

Приемы психологического присоединения:

Социальная перцепция; ошибки первого впечатления; эмпатия и ее виды; способы присоединения; этапы присоединения; виды присоединения; репрезентативные системы и способы их определения.

2

24

Психологические основы психогигиены и психопрофилактики:

Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения;

методы проведения санитарного просвещения; виды психогигиены: возрастная, труда, быта, семьи, сексуальной жизни; усиление роли психологии в профилактике заболеваний; влияние на психопрофилактику социальных и общественно – экономических условий; виды психопрофилактики: первичная – система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения; вторичная психопрофилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости; третичная психопрофилактика – помощь переболевшим людям.

2


1

2

3

25

Требования к разговору врача:

Цели клинического интервью; этапы клинического интервью; структура клинического интервью; функции клинического интервью; понятие ассертивности; законы ассертивности

2

26

Частная медицинская психология:

Психологические особенности различных категорий больных и методы их психотерапевтической коррекции: больных с гипертонической болезнью; больных с язвенной болезнью; больных с бронхиальной астмой; с хирургическими заболеваниями; с гинекологическими заболеваниями; с педиатрическими заболеваниями с инфекционными заболеваниями; с онкологическими заболеваниями; со стоматологическими заболеваниями; с психическими заболеваниями.

2

27

Основы педагогических знаний:

Уровень готовности медика к педагогической деятельности; овладение моделью педагогической деятельности; стиль обучения; знание слабых и сильных сторон своей педагогической деятельности; проведение занятия.

2

28

Психология групп:

Понятие группы и ее отличительные признаки; основные параметры малой группы; структура группы и ее измерение; уровни развития групп; особенности коллектива как наиболее высокоразвитой группы, межличностные отношения в группах.

2

29

Психология общения.

Коммуникативные барьеры; ошибки первого впечатления; самопонимание и саморегуляция в процессе общения; ритуальное общение; деловое общение; личностно – ориентированное общение; эмпатия и эмоциональная идентификация; трансфер и контртрансфер; техника вербального реагирования в ходе партнерской беседы; невербальные средства коммуникации: значение и виды; психотехнические средства развития репертуара невербального поведения; приемы развития перцептивной чувствительности.

2

30

Конфликты и способы их разрешения:

Психологические теории конфликта; структура конфликта; типы конфликтных ситуаций; выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации; возможности управления конфликтами;

исследование стратегий поведения в конфликте.

2


Тематический план самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине

№ п/п

Тема

Всего часов

1

2

3

2 курс

1

Предмет и задачи психологии.

Роль психологических знаний в работе врача. Психологический смысл болезни. Внутренняя картина здоровья.

Самостоятельная подготовка к теме: работа в библиотеке по плану, предложенному преподавателем.

6

2

Психология личности.

Индивид, индивидуальность, личность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику.

Самостоятельная подготовка к теме в библиотеке с последующим написанием реферата по плану, предложенному преподавателем.

7

3

Познавательные психические процессы.

Ощущение, восприятие. Память и внимание. Воображение. Процесс построения образов. Виды воображения. Мышление, речь, интеллект.

Самостоятельное проведение исследования познавательных психических функций. Оформление протокола экспериментально – психологического исследования.

6

4

Эмоционально – волевая сфера.

Эффективность деятельности и здоровье. Мотивация и болезнь. Взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов с ощущениями, воображением, памятью, вниманием, мышлением, речью и интеллектом.

Самостоятельное дополнительное изучение темы. Исследование эмоциональных процессов и оформление протокола

Похожие материалы

Информация о работе