Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздрава России
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Микробиология, вирусология»
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 33
ТЕМА: «Лабораторная диагностика вирусных гепатитов
В, С, D, G, TTV»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «___»____________20__ г.
Заведующий кафедрой к.б.н., доцент_________________
к.б.н., доцент ________________
Красноярск
2012
1. Занятие № 33
Тема: «Лабораторная диагностика вирусных гепатитов В, С, D, G, TTV».
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы.
Вирусные гепатиты в настоящее время глобально распространены, в ряде стран и регионов наблюдается постепенный рост заболеваемости. По широте и интенсивности распространения вирусные гепатиты занимают второе место в мире (после гриппа и ОРЗ), на их долю приходится 2/3 инфекционных заболеваний. В последние 10-20 лет наблюдается рост смертности от хронического гепатита и цирроза печени, в частности, в результате гепатитов С, D. Социальная значимость и экономический ущерб, наносимый вирусными гепатитами, очень высоки, что и определяет их как серьёзную проблему не только здравоохранения, но и всего общества в целом. Необходима правильная постановка этиологического диагноза, от чего зависит разработка и проведение противоэпидемических мероприятий.
4. Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать ОК: анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики (ОК-5) и ПК: способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований (ПК-5); обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6); применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских лечебно профилактических, владеть техникой ухода за больными (ПК-7); способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12); способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора медикаментозной терапии больным с инфекционными заболеваниями (ПК-20); способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31); способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств (ПК-32).
- учебная:
знать
Правила работы в микробиологической лаборатории, технику безопасности при работе с микроорганизмами, реактивами и приборами; классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов; их биологические и патогенные свойства, влияние на здоровье населения; особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней; молекулярно-генетические основы патогенности и антибиотикорезистентности микроорганизмов, механизмы и методы их изучения; сущность микробиологических, молекулярно-генетических, иммунологических методов диагностики инфекционных заболеваний, области их применения, принципы интерпретации полученных результатов; применение основных антибактериальных, противовирусных и иммунобиологических препаратов; влияние физических и химических факторов на микроорганизмы как основа деконтаминации; классификацию, морфобиологическую характеристику вирусов гепатитов В, С, D, G, TTV; экологию, особенности эпидемиологии, патогенеза и иммунитета при заболеваниях, вызываемых вирусами гепатитов В, С, D, G, TTV; материал и методы лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых вирусами гепатитов В, С, D, G, TTV; специфическую профилактику гепатита В; неспецифическую профилактику гепатитов В, С, D., G, TTV.
уметь
Соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность; обосновать выбор материала и методов микробиологической диагностики с учетом биологии возбудителя, патогенеза и основных клинических проявлений заболевания; интерпретировать полученные результаты; использовать полученные знания по резистентности микроорганизмов для определения тактики антимикробной терапии; применить принципы экстренной профилактики и антитоксической терапии пациентов; анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста; учитывать и оценивать результаты ИФА для выявления серологических маркеров вирусов гепатитов В, С, D.
владеть
Основными методами и способами дезинфекции, стерилизации и антисептической обработки рук, инструментария и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента; основными навыками работы с современными приборами, применяемыми для диагностики инфекционных заболеваний; навыками интерпретации результатов микробиологических, молекулярно-генетических методов диагностики инфекционных заболеваний; навыками интерпретации определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам с целью выбора средств рациональной терапии; алгоритмом подбора иммунобиологических препаратов с целью профилактики и терапии инфекционных заболеваний.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний.
Собеседование по контрольным вопросам.
1. Классификация вирусов гепатитов В, С, D, G, TTV.
2. Морфология, антигенное строение, культивирование, резистентность вирусов гепатитов В, С, D, G, TTV.
3. Источники инфекции, пути передачи, особенности патогенеза и иммунитета при вирусных гепатитах В, С, D., G, TTV
4. Материал и методы лабораторной диагностики вирусных гепатитов В, С, D, G, TTV.
5. Специфическая профилактика гепатита В.
6. Неспецифическая профилактика гепатитов В, С, D, G, TTV.
Тесты
1. ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИИ ПРИ ГЕПАТИТЕ В:
1) кровь
2) сперма
3) сыворотка крови
4) больные
5) слюна
2. СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕР АКТИВНОЙ РЕПЛИКАЦИИ ВИРУСА ГЕПАТИТА В:
1) НВs-Ag
2) НВс-Ag
3) анти-НВе
4) НВе-Ag
5) анти-НВs
3. АКТИВНАЯ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ГЕПАТИТА В:
1) антибиотики
2) интерферон
3) рекомбинантные вакцины (Engerix B и др.)
4) витамины
5) иммуноглобулин
4. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ГЕПАТИТА В ИСПОЛЬЗУЮТ:
1) антибиотики
2) интерферон
3) рекомбинантные вакцины
4) аутовакцины
5) иммуноглобулин
5. ОСНОВНОЙ ПУТЬ УСКОЛЬЗАНИЯ ВИРУСА ГЕПАТИТА С ОТ ИММУННОГО НАДЗОРА:
1) вирогения
2) персистенция в ЦНС
3) высокая антигенная изменчивость
4) репликация вируса в моноцитах
5) низкая иммуногенность
6. ИСТОЧНИКИ ИНФЕКЦИИ ПРИ ГЕПАТИТЕ С:
1) предметы обихода больного
2) больные, вирусоносители
3) наркоманы
4) кровь
5) эритроцитарная масса
5.2. Основные понятия и положения темы.
Вирус гепатита В (HBV)
Семейство Hepadnaviridae. Род Orthohepadnavirus. Вид HBV (ВГВ).
Сферический, диаметром 42 нм, кубический тип симметрии, сложный, ДНК содержащий.
HBsAg – поверхностный, австралийский антиген.
HbcAg – связан с сердцевиной (core); в свободном виде не циркулирует, а выявляется в составе частиц Дейна и в ядрах пораженных гепатоцитов.
HbeAg – не является составной частью частиц Дейна, а появляется в сыворотке в инкубационный период сразу после появления HbsAg. Свидетельствует об активной репликации вируса и циркуляция до 2х месяцев- хронизация процесса.
HВxAg – предположительно опосредует злокачественную трансформацию клеток печени.
→инициируют образование антител.
→содержание различно, что имеет диагностическое и прогностическое значение.
Патогенез. Повреждающее действие иммуноопосредовано. HBV–инфекция - пусковой механизм, запускающий каскад иммунопатологических реакций. Интеграция генома→изменение антигенной специфичности мембран→аутоиммунный ответ→цитолиз гепатоцитов, инициирующий развитие прогрессирующего некробиотического процесса.
Вирус недосягаем для иммунного контроля и это один из основных механизмов хронизации HBV –инфекции. Возможность внепеченочной репликации HBV , в частности, в клетках костного мозга и крови, лимфатических узлов и селезенки. Это способствовало пониманию многосистемности поражения.
Лабораторная диагностика
Материалы для исследования: кровь, сыворотка, биоптаты печени.
1) маркеры а/г и Ig (суммарные и IgM, IgG) => ИФА
2) ПЦР
3) ДНК – полимераза
Вирус гепатита Д (HDV)
Cем. Togaviridae. Род Deltavirus
РНК содержащий, d = 36 нм.
ð вирус не способен к самостоятельной репродукции (дефектный вирус!) – помощник HBV (т.е. HBV – хелперная функция).
Моноинфекция вирусом ГД абсолютно невозможна! и =>
~ Заражение одновременно => развитие HDB/HBV – коинфекция
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.