Гигиенические требования к организации питания в образовательных школах, училищах: Методические указания к практическому занятию № 26 по дисциплине «Гигиена»

Страницы работы

37 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого

Минздравсоцразвития России

Кафедра гигиены

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Гигиена»

для специальности 060101 –  Лечебное дело (очная форма обучения)

 К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 26

ТЕМА: «Гигиенические требования к организации питания в образовательных школах, училищах»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 2012 г.

Заведующий кафедрой д.м.н., профессор                      ___________________                     

Составитель:

д.м.н., доцент                             ____________ __________             

Красноярск

2012

1. Занятие № 26

Тема: «Гигиенические требования к организации питания в образовательных школах, училищах»

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Разновидность занятия: объяснительно-иллюстративное.

Методы обучения: упражнения.

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).

Питание, организованное в образовательных организациях, не должно представлять опасности для здоровья обучающихся, должно способствовать укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения за счет лечебно-профилактической его направленности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – СанПиН) направлены на охрану здоровья детей и подростков при организации питания в образовательных учреждениях – школах и училищах.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать ОК-1, ОК-5 и ПК-3, ПК-11 ПК-27, ПК-31;

- учебная:

знать теоретические основы сбора, переработки, преобразования информации; функциональные системы организма детей и подростков, их ответную реакцию при воздействии факторов питания; влияние недостаточного и избыточного питания на здоровье детей и подростков, положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии детского населения; основные требования СанПиН в части нормирования условий и качества питания в образовательных организациях;

уметь ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о санитарно-эпидемиологическом благополучии пищеблоков образовательных организаций, устанавливающих основные гигиенические принципы обеспечения рационального и сбалансированного питания; оценивать и анализировать условия приготовления, хранения и реализации пищи на пищеблоке образовательной организации; проводить гигиеническую оценку размещения, планировочного устройства, санитарно-противоэпидемического режима пищеблоков образовательных организаций; проводить гигиеническую оценку примерного меню; выявлять причинно-следственные связи изменений состояния здоровья обучающихся от воздействия возможных негативных факторов организованного питания, таких как не обеспеченная безвредность и безопасность пищи, избыточное или недостаточное питание, нарушение режима питания, использование запрещенных методов кулинарной обработки; пользоваться законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарными нормами, гигиеническими нормативами при гигиенической оценке помещений пищеблока, санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке, условий, обеспечивающих безопасность питания, примерного меню, фактического пищевого рациона; пользоваться научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для анализа и оценки изменений здоровья обучающихся при влиянии факторов питания;

владеть приемами поиска информации, анализа нормативно-правовых документов, литературных источников в научных библиотеках и в сети Интернет об организованном питании обучающихся в образовательных организациях; базовыми технологиями преобразования информации: текстовые и табличные редакторы; современными способами установления причинно-следственных связей изменений состояния здоровья в зависимости от воздействия факторов окружающей среды; редактировать тексты профессионального содержания; системным подходом оценки влияния на здоровье обучающихся соответствующих условий питания; приемами выявления нарушений в планировке, санитарно-техническом обеспечении  помещений для приготовления, хранения и реализации пищи, отклонений от гигиенических нормативов в примерном меню, в фактическом рационе питания с использованием санитарных норм, гигиенических нормативов.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

5.2. Основные понятия и положения темы (наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

5.3. Самостоятельная работа по теме (решение ситуационных задач).

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение тестовых заданий по теме.

5.1. Контроль исходного уровня знаний (вопросы по теме занятия).

1. Почему необходимо соблюдать сбалансированность рациона по Б:Ж:У; кальцию и фосфору при составлении примерного меню?

2. Почему необходимо правильно распределять калорийность пищевого рациона по приемам пищи при составлении примерного меню?

3. Почему нельзя использовать в примерном меню некоторые продукты питания, готовые блюда и кулинарные изделия, включенные в перечень «запрещенных продуктов и блюд»? С какой целью в примерном меню должна быть исключена повторяемость блюд?

4. Объясните, почему в рацион питания обучающихся включать мясо, молоко, сливочное масло, хлеб следует включать ежедневно? Что такое «суточные нормы потребления» пищевых продуктов, используемых для организованного питания детей?

5. Каковы гигиенические требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности у обучающихся образовательных организаций, организуемой через пищеблок ООП? Расскажите, что Вы знаете о витаминизации блюд на пищеблоке ООП образовательных организаций.

6. С какой целью СанПиН нормируется проведение медико-профилактических мероприятий на пищеблоках ООП, организующих питание в образовательных организациях? Перечислите их.

7. Кто обеспечивает проведение медико-профилактических мероприятий на пищеблоках ООП в образовательных организациях? Как часто и за чем осуществляет контроль медицинский работник на пищеблоках ООП в образовательных организациях?

5.2. Основные понятия и положения темы.

Важнейшей задачей, стоящей перед руководителями образовательных организаций, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся путем создания оптимальных условий «внутришкольной» среды.

Дети и подростки, обучающиеся в школах и училищах, находятся в условиях образовательных организаций не менее 5-6 часов ежедневно, и на этот период приходится один из приемов пищи, являющихся обязательными в суточном режиме питания детей и подростков.

Организованное питание является непременным условием функционирования школьного образовательного учреждения или учреждения начального профессионального образования (далее – училище).

Разработанные научно-обоснованные санитарно-эпидемиологические требования к условиям и качеству питания в школах и училищах изложены в специальных организационно-распорядительных документах (санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах – СанПиН и санитарных правилах – СП), утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ. За соблюдением гигиенических требований к условиям и качеству питания, организованного в образовательных организациях, осуществляется регулярный контроль: а) производственный (внутриведомственный) и б) государственный (органами госсанэпиднадзора). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор  проводится на основании действующих СанПиН и СП, исполнение которых является обязательным для всех типов школ и профессиональных училищ, независимо от вместимости и форм собственности.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Питание, организованное в образовательных организациях, должно быть:

а) безвредным и безопасным по содержанию токсичных веществ, радиологическим и микробиологическим показателям;

б) рациональным:

- адекватным (пищевые вещества должны поступать в организм в оптимальных количествах, в соответствии с возрастом и полом);

- сбалансированным по макро и микронутриентам (пищевые вещества должны поступать в организм в определенных пропорциях, обеспечивающих их максимальное усвоение);

- продуктовое сырье должно подвергаться кулинарной обработке, обеспечивающей  максимальную сохранность биологической ценности продуктов, не оказывающей отрицательного воздействия на желудочно-кишечный тракт детей;

- режим питания должен быть физиологически обоснованным (интервалы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
109 Kb
Скачали:
0