Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия (Отчет по производственной практике)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Добиться поставленных задач и цели управления расчетами с дебиторами и кредиторами возможно только на основании проведенной комплексной оценки взаимоотношений с контрагентами. Анализ предполагает количественное и качественное изучение возникающих обязательств и ведется как с использованием классических методов и приемов экономического анализа, так и нетривиальных способов. Практическое управление дебиторской и кредиторской задолженностями осуществляется на  всех этапах ведения  хозяйственной деятельности, начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций.

1.  Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами

1.1  Понятие и сущность дебиторской задолженности организации

Слово «дебитор» (от лат. debitor) означает «должник». В действительности, дебиторами можно считать любых субъектов, которым сделана предоплата.

В разделе «оборотные активы» бухгалтерского баланса отечественных предприятий в соответствии с действующим законодательством  выделяется задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы. Следует заметить, что дебиторская задолженность в западных странах в среднем составляет 50-60% текущих активов, а на российских предприятиях 70-80%. Поэтому управление дебиторской задолженностью - важный участок работы финансовых и бухгалтерских служб предприятия.                          

Выполнение ее преследует несколько целей. Во-первых, получение платежей от дебиторов - один из основных источников поступления денежных средств на предприятие. Во-вторых, в современных условиях существуют определенные противоречия между политикой в области закупок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации. В-третьих, как показывает практика, учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может  использоваться   как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Действительно, в каждом операционном цикле деятельности предприятия можно выделить четыре последовательные временные точки: поступления на предприятия сырья, материалов, других ресурсов; оплаты этих ресурсов; отгрузки готовой продукции; получения денег от покупателя продукции. В зависимости от политики оплаты предприятием ресурсов и от политики расчета предприятия с покупателями готовой продукции у предприятия может возникать кредиторская и дебиторская задолженность. Тогда в операционном цикле предприятия можно выделить производственный цикл и финансовый цикл. Производственный цикл включает в себя время оборота запасов, незавершенного производства и готовой продукции (до момента передачи ее покупателю). Финансовый цикл представляет собой время оборота денежных средств предприятия. Чем длиннее финансовый цикл, тем больше суммарные издержки предприятия. Сократить финансовый цикл можно тремя путями: сокращая производственный цикл; увеличивая кредиторскую задолженность; сокращая дебиторскую задолженность.

Информация о производственном и финансовом циклах позволяет организовать четыре варианта соотношений между ними в зависимости от принятой политики расчетов предприятия с поставщиками и покупателями.

При неизменном производственном цикле финансовый цикл может варьировать весьма существенно в зависимости от отношений с кредиторами и дебиторами. Сказанное обусловливает необходимость проведения предприятием активной дебиторской политики путем эффективного решения следующих задач:

•  анализа дебиторской задолженности и определения на его основе общих принципов предоставления отсрочки платежа;

•  разработки правил установления сроков товарного кредита и системы скидок;

•  определения  гарантий,  под которые  предоставляется товарный кредит;

•  разработки методов оценки надежности покупателя;

•  установления правил определения суммы товарного кредита, предоставляемого одному покупателю;

•  разработки способов «сбора» дебиторской задолженности.

1.2  Определение и классификация кредиторской задолженности

Слово «кредитор» (от лат. credit - верить) означает «заимодавец». Кредиторы - это лица, компании или организации, предоставляющие предприятию деньги, товары или услуги в долг при условии, что он будет погашен в определенный день или по истечении определенного срока. В экономической литературе можно встретить такое определение: - «Кредиторская задолженность (часто ее обозначают термином «Accounts payable» - «счета к оплате») - это сумма долгов предприятия юридическим или физическим лицам в итоге хозяйственных и деловых взаимоотношений с ними».

Предприятие финансирует свою деятельность из двух крупных источников: собственные средства и заемные. Источники финансовых средств находят свое отражение в правой части бухгалтерского баланса предприятия - в пассивах. За этими источниками стоят две категории лиц - собственники и кредиторы.

Собственные средства предприятия - это то, что принадлежит собственникам

Похожие материалы

Информация о работе