зависимости от глубины аналитического исследования: экспресс-анализ, углубленный анализ.
4. В зависимости от содержания процесса управления: текущий (ретроспективный), оперативный, прогнозный.
5. В зависимости от объекта анализа: деятельность организации в целом, деятельность структурного подразделения, отдельная операция.
6. В зависимости от содержания и полноты изучаемых вопросов: комплексный, тематический.
7. В зависимости от повторяемости процедур анализа: периодический, разовый.
Этапы финансового анализа
-
1. Предварительный этап
-
Определение цели и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы.
-
Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.
-
Отбор, структурирование и группировка данных.
-
Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.
Этапы финансового анализа
-
2. Аналитический этап
-
Анализ структуры и динамики изменения показателей.
-
Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых
-
периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями.
-
Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.
-
Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.
Этапы финансового анализа
-
3. Заключительный этап
-
Общая оценка результатов деятельности организации, формулирование выводов.
-
Разработка рекомендаций.
Основные факторы, определяющие финансовое состояние организации
-
Внутренние:
-
Структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем
-
платежеспособном спросе;
-
Величина и структура издержек;
-
Состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру;
-
Компетенция и профессионализм менеджеров, их умение учитывать
-
изменения внутренней и внешней среды.
-
Внешние:
-
Экономические условия хозяйствования;
-
Господствующая техника и технология;
-
Платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей;
-
Налоговая и кредитная политика государства;
-
Законодательство;
-
Внешнеэкономические связи.
Методы анализа финансовой отчетности
-
1. Качественные (неформализованные, логические) основаны на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции:
-
метод сравнения;
-
метод построения систем аналитических таблиц;
-
метод построения систем аналитических показателей;
-
метод экспертных оценок;
-
дельфийский метод;
-
графический метод и т.п.
Методы анализа финансовой отчетности
-
2. Количественные (формализованные) методы
-
основаны на строгих аналитических зависимостях
-
горизонтальный метод;
-
вертикальный метод;
-
коэффициентный метод;
-
трендовый метод;
-
факторные методы анализа.
Горизонтальный метод анализа
Заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (прироста).
Метод позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности.
В основе метода лежит исчисление базисных темпов роста статей бухгалтерской отчетности.
Горизонтальный анализ статей бухгалтерского баланса
.
Вертикальный метод анализа
Представление финансового отчета в виде относительных величин структуры. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи в общем итоге. Обязательным элементом являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе статей бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса
Положительные черты вертикального метода анализа
-
Переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик.
-
Относительные показатели структуры сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и затрудняют их сопоставление в динамике.
-
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга.
Коэффициентный метод анализа
-
На базе абсолютных показателей бухгалтерской отчетности формируются относительные параметры.
-
1. Коэффициенты ликвидности и платежеспособности.
-
2. Коэффициенты финансовой устойчивости.
-
3. Коэффициенты деловой активности организации.
-
4. Коэффициенты эффективности (рентабельности) деятельности.
-
5. Коэффициенты, характеризующие деятельность и положение на рынке капиталов.
Преимущества метода коэффициентов
1. Получение информации, представляющей интерес для всех категорий пользователей.
2. Простота и оперативность расчета.
3. Выявление тенденций в изменении финансового положения предприятия