Разработка мероприятий по эффективному использованию основных средств предприятия железнодорожного транспорта

Страницы работы

78 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Введение

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.

Стоимость основных средств часто составляет существенную часть общей стоимости имущества организации, а ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации основные средства в течение длительного периода времени оказывают непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности.

Немаловажным является и то, что за последнее время были внесены существенные изменения в технику и методологию учета и налогообложения основных средств.

Поэтому вопросы о порядке бухгалтерского учета поступления, основных средств, возможных вариантах отнесения их стоимости на расходы организации, порядке отражения их выбытия, ремонта, реконструкции, инвентаризации и другие, представляются весьма существенными.

Имея ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование основных средств, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.

Для проведения анализа основных средств, как и для проведения любого экономического анализа необходимы соответствующие данные. Источниками данных для анализа основных средств являются: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о наличии и движении основных средств (приложение к форме 6-жел.), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), инвентарные карточки учета основных средств и другие источники.

На основе этих данных производится анализ основных средств по следующим основным направлениям:

- анализ структуры основных средств;

- анализ динамики основных средств;

- анализ технического состояния основных средств;

- анализ эффективности использования основных средств.

Основная цель дипломной работы – рассмотрение теоретических основ учета основных средств, выявление резервов повышения эффективности их использования, влияния на процесс производства и разработка мероприятий по более эффективному использованию основных средств предприятия. 

1 Организационно-технический уровень предприятия

1.1 Основные средства на предприятиях железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт является одной из фондоемких отраслей народного хозяйства. От состояния основных средств железных дорог, своевременного их ремонта во многом зависит конкурентоспособность отрасли, эффективность ее функционирования.

В условиях реформирования отрасли, которое осуществляется в соответствии с постановлением Правительства России от 18 мая 2001 г. № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», проблема повышения эффективности использования основных средств и производственных мощностей предприятий стала занимать одно из центральных мест.

В настоящий момент производственная и технологическая база железных дорог нуждается в коренном обновлении, так как в последние годы собственные инвестиции в отрасль сократились более чем в три раза, а государственные – более чем в тридцать раз. В связи с этим многократно уменьшился спрос на машиностроительную, электротехническую, металлургическую и другую продукцию российских предприятий. Следствием стал износ основных средств, возросший до 57 %, а по ряду технических средств – до 80 %.  

При сохранении такого состояния основных средств, по оценкам экспертов, в дальнейшем прогнозируется снижение провозной способности железных дорог из-за дефицита работоспособного подвижного состава, что может стать тормозом для экономического роста страны в целом. Техническая оснащенность российских железных дорог остается на уровне 60 – 70 годов, что наряду с их значительным износом не позволяет осуществлять реальное снижение расходов и тарифов.

В этой связи вопросы управления и планирования капитального ремонта приобретают первостепенное значение в условиях реформирования отрасли.

Основным назначением капитального ремонта основных средств является устранение накопившегося в процессе их эксплуатации износа и тем самым обеспечение в течение последующего относительно длительного периода времени наиболее эффективного использования.

Основными направлениями деятельности ОАО «РЖД» в области капитального ремонта являются следующие:

- поддержание основных средств железнодорожного транспорта и исправном состоянии, создающем условия для их эффективного использования и поддержания конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг;

- обеспечение объема и качества перевозок грузов и пассажиров на уровне не ниже достигнутого в предшествующий период (год);

- получение доходов и прибыли железных дорог на уровне не ниже базисного года.

В настоящее время даже для крупных работ по капитальному ремонту основных фондов не проводится определение экономической эффективности этих мероприятий. Изменение существующего порядка позволит улучшить процесс воспроизводства основных средств железнодорожного транспорта и повысить эффективность их функционирования.

Основные направления совершенствования управления и планирования

Похожие материалы

Информация о работе