Организация бухгалтерского учета товарных операций предприятия оптовой торговли

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую и розничную.

На современном этапе российское гражданское законодательство проводит четкую грань между розничной торговлей и договором поставки (оптовая торговля).

Статья 492 Гражданского кодекса РФ определяет, что "по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". Следует также отметить, что организации розничной торговли (равно как и всех других видов деятельности), осуществляющие прием наличных денег непосредственно от населения (любых физических лиц), в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" обязаны использовать контрольно-кассовые машины.

Статьей же 506 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что "по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием".

Таким образом, законодатель четко определил, что:

- розничная торговля возможна только с физическими лицами, которые приобретенные товары используют для конечного потребления;

- договор поставки применяется при продаже товаров для использования их в качестве промежуточного потребления, то есть для предпринимательской деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Официальное определение понятия "оптовый товарооборот" в настоящее время можно найти в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению, которая относится к обороту розничной торговли. Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры.

Главным приоритетом функционирования оптовой торговли является обеспечение товарами внутреннего и регионального рынков, что требует четкой регламентации форм и методов его воздействия на производство и формирования организационно-экономических отношений в процессе оптимизации системы товародвижения.

По своей сущности оптовая торговля представляет собой реализацию потребительских товаров, как правило, крупными партиями для последующей их перепродажи, для дальнейшей переработки и т.д. В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают.

Общественное разделение труда, неравномерное территориальное размещение производства, его специализация и постоянное развитие служат причинами, обусловливающими существование оптовой торговли как составного организационного звена процесса товарного обращения.

Именно расположение оптовой торговли в промежуточной зоне между производителями и потребителями определяет ее особенности и функции.

Широта функций, выполняемых предприятиями оптовой торговли, обусловлена необходимостью одновременной работы с полярными контрагентами: производителями-поставщиками и розничными торговцами. Отсюда первостепенной функцией является закупочно-сбытовая, так как именно от достигнутых объемов закупок и сбыта зависит конечный финансовый результат. Качественная реализация этой функции немыслима без изучения и прогнозирования спроса партнеров оптовой торговли.

Экономические связи, характеризующие взаимоотношения оптовой торговли с производством, претерпевают в настоящее время кардинальные изменения. Если раньше оптовая торговля имела основной задачей распределение недостаточных ресурсов по районам страны, то в условиях перехода к реальному рынку и насыщения его товарами она воздействует на ассортиментную политику производителя, побуждая его выпускать продукцию, отвечающую предъявляемому спросу, организовывает рациональные пути перемещения этой продукции, способствуя тем самым удовлетворению запросов розничного звена и других потребителей.

Поэтому именно оптовые предприятия должны проводить особенно интенсивное изучение товарных рынков своей номенклатуры с последующими рекомендациями производителям, касающимися ассортимента, качества и количества выпускаемых ими товаров срока и характера поставки. Одновременно, опираясь на результаты изучения рынков и прогнозы потребительского спроса, оптовое звено информирует своих покупателей об источниках предложения перспективных для последних товаров.

Следующий важный участок деятельности оптовой торговли - подготовка условий для своевременного и бесперебойного обслуживания партнеров-покупателей. Ведь товар только тогда принесет значительную прибыль, когда его поступление будет обеспечено вовремя и в нужном количестве. Поэтому наиболее оправданной и экономически эффективной системой формирования широкого торгового ассортимента и доведения его до розничных партнеров является оптовое звено, способное накапливать (концентрировать) необходимое количество товаров широкого ассортимента и с наименьшими затратами осуществлять товароснабжение своих партнеров.

В современной российской оптовой торговле существенно изменилась функция транспортировки товаров. Производителям гораздо выгоднее отгрузить свою продукцию оптовым предприятиям, не дробя ее на партии, в случае если покупателями выступают розничные торговцы. А розничные торговцы, пользуясь услугами близко расположенных

Похожие материалы

Информация о работе