Психология делового общения: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

 
 

Александровск-сахалинский колледж (филиал) Сахалинского государственного университета

Методическое пособие

по предмету «психология делового общения»

специальность 0611 «документационное обеспечение управления и архивоведение»

(для студентов  заочного отделения)

Александровск-Сахалинский

2003

Рассмотрено

на заседании ПК

педагогики и психологии

«__»_____________2003г.

Председатель ПК

Настоящее методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения по специальности 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Автор:

Рецензенты:

АСПК Сах ГУ

2000

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………... 4                                                                       

2. Календарно-тематический план ……………………… 5                                                

3. Тематика контрольных работ ………………………… 6                                                

4. Глоссарий …………………………………………….. 13                                                                        

5. Практикум для самостоятельной работы  ………….. 19                                                            

6. Вопросы к экзамену …………………………………. 37                                                

7. Список используемой литературы …………………. 39                                                

Пояснительная записка

Методическое пособие к предмету «Психология делового общения»

Специальность 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

1. Программа курса:

Роль общения в жизни человека;

Виды, функции общения;

Общение как восприятие людьми друг друга;

Структура и средства общения.

Невербальные средства общения.

Вербальные средства общения.

Коммуникативный процесс, процесс обмена информацией, информационные потоки, обратная связь, модели коммуникационных сетей. Стратегии и тактики общения.

Общение как взаимодействие. Теория трансактного анализа Э.Берна. Манипуляция. Прием блокировки манипуляции

Синтонические модели общения.

Манера общения, взаимодействие с людьми.  «Я – выссказывание»

Виды и техника слушания.

Этапы общения.

Деловая беседа, деловые совещания, деловые дискуссии, деловые переговоры.

Публическая (ораторская) речь.

2. Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторских часов

всего

лекций

лабораторно-практические

1.1.

Общение как социально-психологическая проблема

8

4

14

1.2.

Виды, функции, структура общения

2

2

1.3.

Межличностный конфликт и его структура

2

2

1.4.

Психологический практикум

2

2

Раздел 2. Деловое общение

10

4

6

2.1.

Деловая беседа, деловые совещания, деловые переговоры

2

2

2.2.

Психологический практикум

2

2

2.3.

Психологические особенности публичного выступления

2

2

2.4.

Психологический практикум

Зачет по разделу

2

2

2

2

ВСЕГО:

18

8

10

3. Тематика контрольных работ

Тематика контрольных работ по предмету «Психология делового общения» специальности 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Тема 1. Виды, функции общения.

План:

1. Понятие общения.

2. Виды общения.

3. Функции общения.

Литература:

1.  Битянова М.Р.. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко. Л.Д.Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Тема 2. Общение как восприятие людьми друг друга.

План:

1. Перцептивная сторона общения.

2. Психологические механизмы восприятия в межгрупповом общении.

3. Факторы восприятия, способствующие общению.

4. Факторы восприятия, мешающие правильному восприятию.

5. Понятие казуальной атрибуции, ее характеристика.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 3. Структура и средства общения.

План:

1. Этапы общения.

2. Структура речевого общения.

3. Невербальные средства общения, их характеристика.

4. Вербальные средства общения.

Литература:

1.  Алан Пиз. Язык телодвижений: М., 1995.

2.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

3.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 4. Коммуникационный процесс.

План:

1. Понятие коммуникации, характеристика коммуникационного процесса.

2. Функции коммуникации.

3. Виды коммуникации в управлении персоналом.

4. Модели коммуникационных сетей, их характеристики.

5. Стратегии общения.

6. Виды и техника слушания.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Тема 5. Общение как взаимодействие.

План:

1. Теория трансактного анализа Э.Берна.

2. Примеры трансакций.

3. Понятия манипуляции, их характеристика.

4. Защита от манипуляций.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 6. Синтоническая модель общения.

План:

1. Понятие синтоническая модель общения.

2. Основные умения общения:

а) определение желаемых результатов;

б) конгруэнтность;

в) раппорт;

г) ресурсное состояние;

д) пойнтеры.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Тема 7. Манера общения, взаимодействие с людьми.

План:

1. Значение манеры говорить в процессе общения.

2. Понятие знаки внимания, их характеристика.

3. «Я – высказывание».

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 8. Этапы общения.

План:

1. Этапы общения, их характеристика.

2. Приемы воздействия и создания стереотипов в практике делового общения.

3. Интуитивные предчувствия, которые помогают человеку принять верные решения в сложных ситуациях.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 9. Деловая беседа.

План:

1. Понятие деловая беседа.

2. Структура деловой беседы, характеристика этапов:

а) подготовка;

б) установление места и времени встречи;

в) начало;

г) постановка проблемы и передача информации;

д) наблюдение за реакциями собеседника;

е) аргументация;

ж) нейтрализация;

з) фиксация договоренности и выход из контакта;

и) самоанализ деловой беседы.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 10. Деловые переговоры.

План:

1. Понятие деловые переговоры, размещение участников.

2.  Тактика ведения переговоров, их эффективность.

3. Процедуры переговоров.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 11. Деловые совещания.

План:

1. Характеристика деловых совещаний.

2. Различные формы поведения участников на собрании

3. Этапы делового совещания.

4. Тактика разговора руководителя с подчиненным.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 12. Деловые дискуссии.

План:

1. Понятие деловой дискуссии, их характеристика.

2. Роль ведущего в проведении деловой дискуссии.

3. Типичные затруднения, возникающие при деловой дискуссии.

4. Правила, помогающие убедить собеседника.

5. Законы аргументации и убеждения.

6. Сигналы тела для типичных ситуаций.

Литература:

1.  Битянова М.Р. Социальная психология. Эксмопресс, 2001.

2.  Морозова А.В. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002.

3.  Столеренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.  Столеренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тема 13. Публичная (ораторская) речь.

План:

1. Понятие публичной (ораторской) речи.

2. Роль речевой подготовки в публичном выступлении.

3. Методы, используемые ораторами для окончания речи.

4.Типы ораторов, их характеристика.

4. Глоссарий

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1.

Общение

Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

2.

Процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей в которых происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

3.

«контакт масок»

Формальное общение, когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски.

4.

Примитивное общение

Когда оценивают другого человека как нужные или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики.

5.

Формально-ролевое общение

Когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

6.

Деловое общение

Когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможны личностные расхождения.

7.

Духовное общение

Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей,  когда можно затронуть любую тему и необязательно

прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

8.

Манипулятивное общение

Направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы.

9.

Светское общение

Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

10.

Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого в процессе общения.

11.

Восприятие

Это целостный образ другого человека.

12.

Социальный стереотип

Это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представлениям той или иной социальной группы.

13.

Фактор превосходства

Отличие собеседников друг от друга по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д.

14.

Идентификация

Уподобление себя другому на рациональном уровне

15.

Эмпатия

Понимание другого на эмоциональном уровне, способность проникать

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
288 Kb
Скачали:
0