Развивающееся профессиональное образование. Ведущие концепции и теории образования

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Развивающееся профессиональное образование

Введение в проблему. В настоящее время в психолого-педагогической литературе обсуждается новая образовательная парадигма - личностно-развивающая, которая приходит на смену личностно ориентированному образованию (В.В. Сериков). В связи с этим возникают вопросы: Какова сущность этого образования? В чем его отличие от развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова? Существует ли образование не развивающее личность? И, наконец, возможно ли развивающееся образование?

Чтобы ответить на эти вопросы представляется оправданным проанализировать генезис (становление) развивающих теорий, концепций и парадигм образования.

Логический анализ образовательных теорий обусловливает необходимость экспликации их тематического ядра – объяснительного конструкта парадигмы, консолидирующего совокупность взаимосвязей структурных компонентов образовательной теории. В качестве такого конструкта выступает ценностно-смысловая направленность образовательной деятельности.

Ценности образования – это определенные компоненты, результаты, виды деятельности определяющие избирательную активность субъектов образовательного процесса. Это ориентиры, определяющие межсубъектные отношения и отношения субъектов к себе и образованию в целом. Именно ценности регулируют и направляют педагогическую деятельность, придают ей развивающий, обучающий и воспитывающий контекст. Ценности детерминируют избирательное отношение субъекта к выполняемой деятельности, ценности придают деятельности субъекта личностный смысл. По А.Н. Леонтьеву это понятие (смысл) определяет отношение мотива деятельности к цели деятельности. Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы. Смысл обладает действенностью, то есть выполняют регулирующую функцию. Под личностным смыслом мы понимаем индивидуализированное отражение образования, выражающее взаимодействие всех субъектов к образовательному процессу.

Таким образом ценностно-смысловая направленность объединяет (интегрирует) отношения, мотивы, цели личности центрированные на определенной деятельности и выполняющая регуляторную функцию.

Ведущие концепции и теории образования. В зависимости от ценностно-смысловой направленности образовательной деятельности можно выделить следующие концепции (парадигмы) образования:

1. Наиболее распространенной образовательной парадигмой является когнитивно-ориентированное – «знаниевое» образование. Целевая ориентация – формирование знаний, умений и навыков. Главная ценность – социокультурный опыт накопленный предшествующими поколениями. Смыслообразующим фактором является информационное обеспечение личности; развитие личности оказывается «побочным продуктом» учебно-познавательной деятельности. С психологической точки зрения это личностно отчужденное образование (М.М. Поташник).

2. Деятельностно ориентированное образование. Доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Целевая ориентация – формирование знаний, умений и навыков, а также способов выполнения умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Ведущей ценностью являются обобщенные способы выполнения социально-профессиональных действий (компетенций). Личностный смысл – формирование профессиональной направленности.

3. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Главной ценностью обучения является развитие психических процессов. Смыслообразующим фактором выступало обучение на высоком уровне трудностей. Целевая ориентация – направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления.

4. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (1960). Ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступала развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация – развитие теоретического мышления и усвоение

Похожие материалы

Информация о работе