64. Наука как социальный феномен. Аспекты бытия науки
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы Наука как система:
I. Наука как деятельность спец. подготовленных людей: Ученые - это спец. подготовленные люди в данной сфере деятельности. Этика науки имеет 3 основания (нормативная, мотивационная и ролевая этики). Нормы поведения ученых: честность, взаимопомощь. эмоц. нейтральность, универсализм и т.д. (Мертон). У ученых есть несколько ролей: исследователь, педагог, организатор науки.
II. Наука как система организаций и учреждений: включает академические ВУЗы, НИИ. III. Наука как информационная система: Сюда входят системы библиотек академич. и исслед. ВУЗов, система академич. изданий (журналы и сборники), системы эл. связи типа Internet.
IV. Наука как форма общественного сознания: В четкой форме проблему общественного сознания впервые поставил Гегель. Есть 2 способа существования общественного сознания. Наука как форма общественного сознания также имеет 2 способа и 3 уровня существования: 1. наука как вид духовного производства: 1) обыденный уровень дух. производства: этим дух. производством занимаются все (школы, ВУЗы и т.д.). Обыденный уровень дух. производства в науке, как правило, не доступен неподготовленному человеку. 2) профессиональный уровень: этим в науке занимаются ученые-профессионалы. 3) конформистский уровень: формирует школы в науке. На этом уровне строится подбор кадров в ВУЗы. На нем же подбираются люди в состав студентов ВУЗа. 2. наука как опредмеченные идеи. Все уровни дух производства в науке опредмечены в матер. культуре, дух. культуре и системе отношений между людьми. V. Наука как вид познания и система знаний:
Как система знаний наука прошла целый ряд этапов: 1. подготовительный период (период рабовладения): в первую очередь, математика и логика. 2. подготовительный период (Средневековье): математика, логика, биология 3. первая классическая наука (17 - сер. 19 вв.) 4. неклассическая наука (сер. 19 - 70е гг. 20 вв.) 5. постнеклассицизм в науке (с сер.70х гг. 20 вв.)
Наука подразделяется: 1. частные науки 2. общенаучное знание 3. научная философия
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. 3. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
64. Наука как социальный феномен. Аспекты бытия науки
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Наука как система:
I. Наука как деятельность спец. подготовленных людей: Ученые - это спец. подготовленные люди в данной сфере деятельности. Этика науки имеет 3 основания (нормативная, мотивационная и ролевая этики). Нормы поведения ученых: честность, взаимопомощь. эмоц. нейтральность, универсализм и т.д. (Мертон). У ученых есть несколько ролей: исследователь, педагог, организатор науки.
II. Наука как система организаций и учреждений: включает академические ВУЗы, НИИ. III. Наука как информационная система: Сюда входят системы библиотек академич. и исслед. ВУЗов, система академич. изданий (журналы и сборники), системы эл. связи типа Internet.
IV. Наука как форма общественного сознания: В четкой форме проблему общественного сознания впервые поставил Гегель. Есть 2 способа существования общественного сознания. Наука как форма общественного сознания также имеет 2 способа и 3 уровня существования: 1. наука как вид духовного производства: 1) обыденный уровень дух. производства: этим дух. производством занимаются все (школы, ВУЗы и т.д.). Обыденный уровень дух. производства в науке, как правило, не доступен неподготовленному человеку. 2) профессиональный уровень: этим в науке занимаются ученые
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.