Малые предприятия: понятие и значение для экономики.
В сфере экономики СМП функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Обладая скромными размерами (по объемам продаж и числу работников), за счет большого количества СМП в промышленно-развитых странах выступают важными субъектами экономики. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30 – 50%. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ в 2003 г. доля занятых в МП в общей численности занятых в экономике составила около 14%, а доля участия СМП в ВПП – около 10%. Данные цифры говорят, с одной стороны, о большом экономическом потенциале МП в России, с другой – о необходимости создания благоприятных условий для развития его развития. Согласно ст. 3 ФЗ от 14.06. 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке МП в РФ» к СМП относятся организации удовлетворяющие всем следующим критериям: 1. являются коммерческими организациями; 2. доля участия в УК РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; 3. доля участия в УК 1 или нескольких юридических лиц не превышает 25%; 4. средняя численность работников за отчетный период не превышает: - в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел.; - в с/хозяйстве, научно-технической сфере – 60 чел.; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; - в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 чел. СМП признаются также физические лица – индивидуальные предприниматели. Если МП осуществляет несколько видов деятельности, то средняя численность работников определяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Виды деятельности определяются на основании ОКВЭД (утв. постановлением Госкомстата России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст). Средняя численность работников определяется на основании постановления Госкомстата России от 4 августа 2003 г. № 72 (утратило силу)
Система нормативного регулирования деятельности МП.
В настоящее время отдельной отрасли права, регулирующей деятельность СМП, нет. Регулирование в основном осуществляется на основании общих нормативных актов: ГК РФ, НК РФ и т.д. Специальные правовые нормы «разбросаны» по разным документам, зачастую обрывочны, декларативны и неточны. В систему нормативного регулирования МП входят 3 уровня: 1. Федеральный: основным нормативным документом, регулирующим МП в РФ, является ФЗ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке МП в РФ»; указ Президента РФ от 4.04.1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки МП в РФ»; постановление Правительства РФ от 4.12.1995 г. № 1184 «О федеральном фонде поддержки МП»; постановление Правительства РФ от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии СМП в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд»; постановление Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии МП в государствах – участниках СНГ»; Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации БУ для СМП» (далее приказ 64н). В приказе 64н утверждены: - рекомендованный РПС для СМП; - формы БУ; - возможность применения кассового метода; - других аспекты, имеющих важное значение для организации и ведения БУ на МП. 2. Законы субъектов РФ и подзаконные нормативно – правовые акты субъектов РФ: закон г. Москвы от 28.06.95 г. № 14 «Об основных МП в Москве»; -«- от 07.07.2004 г. № 47 «О городской целевой программе по обеспечению СМП нежилыми помещениями на 2004 – 2008 гг.»; постановление Правительства Москвы от 02.11.2004 г. №763-пп «О городской целевой программе поддержки и развития
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.