ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (ИЭУ).
Преподаватель: . 2 курс.
1. Предмет истории экономических учений.
2. Экономич мысль Др Востока.
3. Экономич мысль Античн Европы.
4. Экономич взгляды мыслител Средневековья.
5. Ранний и поздн меркантелизм.
6. Экономич идеи в России в 16- 1-й пол 19вв.
7. Общая характеристика классической школы.
8. Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франц.
9. Экономич взгляды физиократов.
10. Теория А.Смита.
11. Теория Д. Риккардо.
12. Развит классич школы в 1-й полов 19в (Р.Мальтус, Дж. Ст. Милль, Ж-Б Сэй).
13. Экономич взгляды социалистов-утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
14. Экономич учение марксизма.
15. «Старая историческая» и «Новая историческая» школы Германии.
16. Общая хар-ка маржинализма.
17. Осн школы маржинализма.
18. Кембриджская школа.
19. Зарожден институцианализма (Т. Веблен, У. Митчелл, Дж.Коммонс).
20. Общая хар-ка неоклассич школы.
21. Развит неоклассич теории в перв полов 20в (Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер).
22. Кейнсианство.
23. Неокейнсианство и посткейнсианство.
24. Неоклассич синтез.
25. Австрийский неолиберализм (Хайек).
26. Западногерманский неолиберализм (В. Ойкен, Л.Эрхард).
27. Монетаризм (М. Фридмен).
28. Современный институционализм.
29. Экономич мысль в России во втор полов 19 – нач 20в.
30. Экономич мысль в России в 20в.
1. Предмет истории экономических учений (ИЭУ).
Изучается развит эк. Идей от древности до современн. На перв этапах истор челов-ва эк идеи самостоят не рассматрив, были тесно связ с другими идеями: философск, политич.
Предметом самостоят исследов эконом станов с эпохи поздн средневековья 15-17вв. В 17-18вв формиров ЭТ как наука. Истор эк Уч тесно связ с экон теор и истор эконом.
Задачи ИЭУ:
1) Сформир целостн картину развит экономич науки.
2) Показать специфику различн эк школ и направл
3) Дать возможн приним реш-ия св соврем эк ситуац с учетом ошибок и достиж прошлого.
+ осн направл Зап эк мысли
2. Экономическая мысль Древнего Востока.
1) Очень тесная связь с хозяйств практикой
2) Это отнош к рабству, как естеств явлен
3) Основой экономич и политич жизни общ-ва счит раздел труда (умств, физич).
4) Осн вниман удел вопросам экономич полит гос-ва.
Зарожден эк мысли происх в 3-2вв до н.э. в Египте и Месопотамии. Эк мысль только отржа хозяйств практику (в осн в политич трактатах, хозяйств документах).
Осн идеи:
В Египте самое главн: необход централизов сист организ хоз-ва.
В Месопотамии: были выдел важн задачи гос-ва в экономике:
а) Охрана собственности б) Покровит-во интенсивн развит земледелия в) Сохранение общины (родовая и территориальн) для обеспеч социальн стабильн. Угроза сохр общины: ростовщич-во.
Дальнейшее развит эк мысли происх в Индии и Китае в 1-м тыс до н.э – 1-ые вв н.э. Делаются попытки осмысления хоз деят-ти.
Др. Индия: Религия – Индуизм (Идея: душа после смерти не исчез, а перес в др тело). Произведение Артхашастра – наука о пользе, выгоде. Автор Каутилья. (прим 4в до н.э). Это свод рекоменд для идеальн правителя гос-ва. 4 момента в ней, связ с эконом.
1. Правитель долж контролир экон страны и деят различн хоз ведомств.
2. Особ вниман нужно удел развит торговли, т.к. она способств развит эконом и явл источн пополн гос казны. Правитель должен лично назнач надзирателя за торговлей. Рассматривается вопрос о цене товара, осн вним удел издержкам.
3. Нужно ограничив развит ростовщичества, т.к. оно ведет к обеднен насел и соотв уменьш гос казны.
4. Рабство счит нормальн явлен, но при этом индийцы рабами быть не должны.
Еще одно произвед – «Законы Ману» (1-ые вв н.э.). Рассматрив законн способы приобретен имущ-ва, способы существ людей. Спос существов, связ с экон деятельн, это удел низших варн.
Др. Китай. В нем эк мысль наиб развит на Др Востоке. Эк мысль нашла отраж в религиозно-филос и политич концепц.:
1. Конфуцианство. (6-5 вв до н.э. Связ с волей неба). Основат: Кун-цзы (Конфуций). а) В эк сфере высуп за жестк иерархич устр-во общ-ва; б) Сохранение общин порядков; в) Регламентация эконом гос-ва.
2. Даосизм. (7-6 ыы до н.э.). Основатель: Лао Дзы. Осн идея: Сущест Дао (путь природы). Нарушить Дао нельзя. Лучш правит тот, котор ничего не деляет.
3. Моизм. (5в до н.э). Основ: Мо Дзы. Осн идея: Всеобщ любовь и всеобщ польза. Большое вниман моисты удел раздел труда (не только физич и умств труд). Раздел труда соверш и производисмм продукт, и его производит. Для процвет гос-ва нужно углубл раздел труда.
4. Легизм. Школа законников (7в до н.э). Основат: Гуань Дзы. Легисты не делят общ-во на высших и низших. Все обязан в гос-ве распред между 4-мя категор насел: 1) Земледельцы; 2) Ремесленн; 3) Торговцы; 4) Служил люди (чиновн и военн). Осн задачи гос-ва: а) «Уравновеш хоз-ва»; б) Контроль за развит товарно-денежн отнош; в) Защита от спекулнтов и ростовщиков.
3. Экономическая мысль Античной Европы.
Эк мысль связана с практ, но теоретич мысль рассматр больше, чем на Др Востоке. Рабство рассматр как естеств. Отличие: осн вним удел вопр, связ с ведением хоз-ва.
Др. Греция. Мыслители: Ксенофонт («Ойкономикос» - Законы управления домашн хоз-вом.); Платон; Аристотель. Кон 5в – 4в до н.э.
Вопросы, кот рассматрив.:
1)Раздел труда, осн виды хоз деят-ти. Раздел труда счит естеств явлен. Было противоп физич и умств разд труда. Свободн гражданина достоин умств труд. К практич деят-ти гражд достойно только земледельц. Ремесл заним только рабы. Ксенофонт наиб подробно рассм раздел труда. Раздел способств росту произв труда. Раздел труда зависит от V рынка. Виды хоз деят-ти наиб подробно рассматр Аристотель. Он выдел 2-е сферы хоз деят-ти: а) Естественная: Он назыв ее Экономика. Гл цель: удовлетв осн потребн чел-ка. Занятия: Земледелие, Ремесло, Мелкая торговля. б) Неестественная: (Хрематистика). Искусство наживать состоян. Цель: Обладание деньгами. Относ все, связан с обменом посредством денег: крупн торг, спекуляц, ростовщич-во, разработка природн богатств, наемн труд. ♠ Аристотель первым выделил разницу между натур хоз-вом и товарным произв-вом. Греки в целом отдав предпочт натур хоз-ву.
2) Товар и его стоимость. 2-е стор товара: полезность (потребит стоим) и меновая стоим (способн
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.