Кировский авиационный техникум
ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
140603.КПСД03.027
Студент группы Э-31
___________
01.06.2006
Преподаватель
___________ В.Н.Бердников
07.06.2006
Кировский авиационный техникум
УТВЕРЖДЕНО
Цикловой комиссией специальности
“______” ________________2006 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование по дисциплине “проектирование ЭТИ”
Студенту группы Э-31 у Павлу Павловичу
Тема задания: Двигатель постоянного тока общего применения параллельного возбуждения
Исходные данные:
Pн=1,1 кВт, U=110 В, n=3000 об/мин
Степень защиты – IP22
Режим работы - S1 продолжительный
Способ охлаждения – ICO1
Способ монтажа - IM
Объём задания:
Пояснительная записка
Введение.
1. Назначение и область применения.
2. Техническая характеристика.
3. Описание и обоснование выбранной конструкции и схемы.
4. Расчёты, подтверждающие работоспособность и надёжность изделия.
Заключение.
Графические документы
Лист 1. Чертёж общего вида.
Лист 2. Изготовление наглядного пособия
Дата выдачи задания
“_______”_____________2006 г.
Срок исполнения проекта
“_______”_____________2006 г.
Преподаватель__________________
Содержание
Введение.. 4
II Расчет обмотки якоря. 7
III Расчет размеров сердечника якоря. 10
IV Расчет размеров магнитопровода.. 12
V Расчет магнитной цепи. 14
VI Расчет обмотки возбуждения. 17
VII Расчет коллектора и щеток. 18
VIII Расчет потерь и определение коэффициента полезного действия. 20
Заключение.. 22
Список литературы.. 23
Спецификация. 24
Ускорение научно-технического прогресса требует всемерной автоматизации производственных процессов. Для этого необходимо создавать электрические машины, удовлетворяющие по своим показателям и характеристикам весьма разнообразным требованиям различных отраслей народного хозяйства. Особо следует отметить повышение технологичности конструкции, осуществляемой широкой унификацией узлов и деталей машин и придания им форм, содействующих возможности применения прогрессивных технологических процессов и усовершенствованного оборудования.
В общем объеме производства электротехнической промышленности
электрические машины занимают ведущее место, а поэтому эксплуатационные свойства новых электрических машин имеют важное значение для экономики России. Проектирование электрических машин основано на знании процессов
электромеханического преобразования энергии и опыта инженеров электромехаников, умеющих применять вычислительную технику. При проектировании электрических машин конструктивные элементы должны быть рассчитаны так, чтобы при изготовлении машин трудоемкость и расход материалов были наименьшими, а при эксплуатации они должны обладать оптимальным и энергетическими показателями с учетом современного мирового уровня изготовления, а так же требований государственных и отраслевых стандартов. Высокая трудоемкость расчетов электрических машин позволяет проводить углубленные исследования, оптимизировать различные параметры и характеристики, создавать реальные проекты электрических машин.
Проектирование машин постоянного тока общего назначения мощностью до 200 кВт ведут на базе серии 2П, а мощностью более 200 кВт – на базе серии П. В данном электродвигателе защитное исполнение IP22 с внутренней самовентиляцией IC01 – обозначается 2ПН. Сердечника якоря собирают из листов холоднокатаной электротехнической стали марок 2013, 2211, 2312 или 2411 толщиной 0,5 мм и собирают на валу, спрессовывают и сжимают двумя шайбами, одна из которых упирается в уступ вала, а другая насажена на вал по горячей посадке. Вал двигателя изготовлен из стали марки 45. Помимо сердечника якоря и обмоткодержателей на валу расположены коллектор, вентилятор, стопорное кольцо и подшипники. В двигателе применена аксиальная система вентиляции: воздух поступает в двигатель через окно в подшипниковом щите со стороны коллектора, проходит через внутреннюю полость машины и выбрасывается наружу через окно в подшипниковом щите со стороны привода. Внутри двигателя имеется щиток (диффузор), направляющий поток воздуха непосредственно на лопатки вентилятора.
Станина выполняет 2 функции: она является корпусом машины и одновременно служит элементом ее магнитной системы.
Главные полюсы крепят к станине болтами, вворачиваемыми в отверстия в теле шихтованного полюса.
Сердечник якоря насаживают на вал.
На обмотку якоря при вращении якоря на все его элементы действуют центробежные силы. Эти силы стремятся разрушить лобовые части обмотки якоря и выбросить из пазов сердечника пазовые части обмотки. Для предотвращения этого применяют бандажи и клинья.
Бандаж испытывает напряжение растяжения от центробежных сил, действующих на элементы обмотки якоря и собственно на бандаж.
I Выбор электрических нагрузок и расчет главных размеров
1.1.КПД предварительно
![]()
1.2.ЭДС предварительно, В

1.3.Сила тока возбуждения, А

1.4.Сила тока возбуждения, А
![]()
где
-относительное значение тока
возбуждения
![]()
![]()
1.5.Сила тока якоря, А
![]()
1.6.Электромагнитная (расчетная) мощность, Вт
![]()
1.7.Диаметр якоря, см
![]()
1.8.Окружная скорость якоря, м/с

1.9.Плотность линейного тока предварительно, А/см
А=100
1.10.Магнитная индукция в воздушном зазоре предварительно, Тл
![]()
1.11.Число полюсов
2р=4
1.12.Расчетный коэффициент полюсной дуги без добавочного полюса
= 0,65
1.13.Полюсное деление, см

1.14.
Магнитная постоянная, см
/Вт![]()

1.15. Длина якоря, см

1.16. Коэффициент длины

2.1.Тип обмотки якоря
При 2р=4 –простая волновая
2.2.Число параллельных ветвей обмотки
В волновой 2а=2
2.3.Сила тока в проводнике обмотки якоря, А

2.4.Основной магнитный поток

2.5.Число эффективных проводников

2.6.Число пазов якоря
![]()
2.7.Число проводников в пазу

2.8.Число элементарных пазов в реальном
![]()
в волновой
обмотке при 2р=4
![]()
2.9.Число коллекторных пластин
![]()
2.10.Число витков в секции

2.11.Плотность линейного тока действительная, А/см

2.12.Шаги обмотки
а)шаг по коллектору

б)1 частичный шаг

в)2 частичный шаг
![]()
г)шаг по пазам

2.13.Плотность
тока в проводнике обмотки якоря, А/
предварительно
-для естественного охлаждения
2.14.Сечение
обмотки провода, ![]()

По таблице
выбираем
(d=1,685мм)
2.15.Плотность
тока в проводнике действительная, ![]()

2.16.Провод с изоляцией выбирается в зависимости от мощности, рабочего напряжения и охлаждаемого перегрева обмотки
Марка ПЭТ-155 (стандарт ГОСТ 2373-69) класс нагревостойкости В
2.17.Средняя длина полупроводника обмотки, см
,
где
-длина лобовой части, см
,
где
-коэффициент вылета лобовой части
![]()
2.18.Сопротивление
обмотки якоря в практически холодном состоянии при температуре 15
, Ом
,
где 
2.19.Сопротивление обмотки якоря в горячем состоянии, Ом
![]()
где
I/град -
температурный коэффициент для медного провода
- температура нагрева
для проводов ПЭТ, ПЭТВ
температура практически холодного
состояния
![]()
2.20.Падение напряжения в обмотке якоря, %

2.21.Масса обмотки якоря, кг

3.1.Лист якоря
|
Марка стали |
Толщина листа |
Способ покрытия |
Форма паза |
|
1212 |
0,35 |
оксидирование |
0,94 |
3.2.Коэффициент заполнения пакета сталью
![]()
3.3.Коэффициент заполнения паза изолированными проводами
![]()
3.4.Площадь поперечного сечения

3.5.Зубцовый шаг, мм

3.6.Магнитная индукция в зубце, Тл
![]()
3.7.Ширина зубца, мм

3.8.Зубцовый коэффициент

3.9.Магнитная индукция в спинке якоря, Тл

3.10.Длина средней магнитной линии в спинке якоря, см

Магнитная цепь

4.1.Воздушный зазор между якорем и полюсом, см
![]()
4.2.Коэффициент воздушного зазора

4.3.Расчетный воздушный зазор, см

4.4.Полюс
|
Материал |
Толщина листов, мм |
Способ покрытия |
|
|
1211 |
0,35 |
оксидирование |
0,94 |
4.5.Длина полюса, см
![]()
4.6.Магнитная индукция в полюсе, Тл
![]()
4.7.Коэффициент рассеивания полюсов
![]()
4.8.Ширина полюса, см

4.9.Длина полюсной дуги, см

4.10.Высота полюса, мм
![]()
4.11.Высота полюсного наконечника, см

4.12.Длина корпуса (станины), см
![]()
4.13.Магнитная индукция в станине, Тл
![]()
4.14.Высота спинки станины, см

4.15.Наружный диаметр корпуса машины, см
![]()
4.16.Длина средней магнитной лини в станине (в расчете на полюс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.