ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа учебной дисциплины «Измерительная техника» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1801.
Учебная дисциплина «Измерительная техника» является общепрофессиональной, формирующие базовые знания, необходимой для освоения специальных дисциплин.
В ходе изучения данной дисциплины предусмотрено изучение основных методов и средств измерения электрических и электротехнических величин, выбор измерительной техники имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными дисциплинами: «Электротехника», «Электронная техника», «Метрология, стандартизация и сертификация».
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Иметь представление:
· о роле и месте знаний при освоении основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности техника;
· о новейших достижениях и перспективах развития в области электроизмерительной техники и методов измерения;
Знать:
· основные методы и средства измерения электрических величин;
· основные виды измерительных приборов и принципы их работы;
· влияние измерительных приборов на точность измерения;
· принципы автоматизации измерений;
· условные обозначения и маркировку измерений;
· назначение и область применения измерительных устройств;
Уметь:
· составлять измерительные схемы;
· выбирать средства измерений;
· измерять с заданной точностью различные электротехнические величины;
· определять значение измеряемой величины и показатели точности измерений;
· использовать средства вычислительной техники для обработки и анализа результатов измерений.
Программа рассчитана на 100 часов, в том числе 38 часов на лабораторные и 2 часа на практические занятия.
Использование междисциплинарных связей должно обеспечить преемственность изучения материала, исключить дублирование и позволит рационально распределить время.
При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерений в соответствии с действующими стандартами.
Формы приведения учебных занятий выбирается преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов. Для лучшего усвоения учебного материала программой учебной дисциплины предусматривается проведение лабораторных и практических занятий, обращается особое внимание на прикладной характер измерений, умение студентов провести эксперимент, снять показания, осмыслить полученные результаты.
Рабочая программа рассматривается цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.
При изучении дисциплине обращается внимание на её прикладной характер, где и когда изучение теоретических положений и практических умений могут использоваться в будущей практической деятельности.
Для проверки знаний студентов проводится рубежный контроль.
Тематический план учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем. |
Макси-мальная учебная нагрузка |
Количество аудиторных часов. |
Самос-тоятель-ная работа. |
||||
Всего |
В том числе: |
||||||
Лекций |
Лабо- ратор- ные работы |
Прак- тичес- кие занятия |
|||||
Введение. |
1 |
1 |
1 |
||||
Раздел 1. Государственная система обеспечения единства измерений. |
7 |
3 |
3 |
4 |
|||
Тема 1.1 Основные виды и методы измерений, их классификация. |
3 |
1 |
1 |
2 |
|||
Тема 1.2 Метрологические показатели средств измерений. |
4 |
2 |
2 |
2 |
|||
Раздел 2. Приборы формирования стандартных измерительных сигналов. |
13 |
10 |
6 |
4 |
3 |
||
Тема 2.1 Генераторы сигналов низкой частоты (ГНЧ). |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
||
Тема 2.2 Генераторы сигналов высокой частоты (ГВЧ). |
3 |
2 |
2 |
1 |
|||
Тема 2.3 Генераторы им -пульсных сигналов. |
4 |
4 |
2 |
2 |
|||
Раздел 3. Приборы и методы электрических измерений. |
64 |
48 |
26 |
20 |
2 |
16 |
|
Тема 3.1 Механизмы и измерительные цепи электро механических приборов. |
8 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 3.2 Приборы и методы измерения напря -жения. |
8 |
6 |
2 |
4 |
2 |
||
Тема 3.3 Приборы и методы измерения тока. |
10 |
8 |
4 |
4 |
2 |
||
Тема 3.4 Приборы и методы измерения мощности и энергии. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
||
Тема 3.5 Приборы и методы измерения магнит -ных величин. |
11 |
8 |
4 |
4 |
2 |
||
Тема 3.6 Приборы и методы измерения параметров электрических цепей. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
||
Тема 3.7 Универсальные и специальные электро -измерительные приборы. |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
||
Тема 3.8 Электрические измерения неэлектрических величин. |
6 |
4 |
4 |
2 |
|||
Раздел 4. Исследование формы сигналов. |
36 |
28 |
16 |
12 |
8 |
||
Тема 4.1 Осциллографы. |
10 |
8 |
4 |
4 |
2 |
||
Тема 4.2 Приборы и методы измерения частоты и интервалов времени. |
10 |
8 |
4 |
4 |
2 |
||
Тема 4.3 Приборы и методы измерения фазового сдвига. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
||
Тема 4.4 Приборы и методы измерения параметров сигналов. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
||
Раздел 5. Влияние измерительных приборов на точность измерения. |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
||
Раздел 6. Автоматизация электроизмерений. |
11 |
8 |
8 |
3 |
|||
Тема 6.1 Повышение технического уровня средств измерений. |
5 |
4 |
4 |
1 |
|||
Тема 6.2 Автоматизация измерений. |
6 |
4 |
4 |
2 |
|||
Всего по дисциплине: |
137 |
102 |
62 |
38 |
2 |
35 |
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Цель и задачи учебной дисциплины. Краткие сведения из истории развития, электрических измерений. Связь данной учебной дисциплины с другими дисциплинами: «Электротехника», «Метрология, стандартизация и сертификация».
РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.
Тема 1.1. Основные виды и методы измерений, их классификация
Студент должен:
знать:
- единицы физических величин;
- основные виды средств измерений;
- основные методы измерений;
- систему обозначения измерительных приборов.
Определение понятия «измерение». Единицы физических величин. Классификация методов измерений и их краткая характеристика. Прямой и косвенный методы. Методы непосредственной оценки и методы сравнения (дифференциальный, нулевой, замещения).
Понятие о средствах измерений: меры основных электрических величии, электроизмерительные приборы, электроизмерительные установки, измерительные преобразователи, информационные системы.
Самостоятельная работа: составить таблицу основных и производственных единиц СИ, множителей единиц.
Сообщение: «Классификация и маркировка электроизмерительных приборов».
Тема 1.2. Метрологические показатели средств измерения.
Студент должен:
знать:
- технические характеристики средств измерения;
- методику расчета и определения класса точности прибора;
- причины возникновения погрешностей.
Погрешности как характеристики средств измерений. Виды погрешностей и основные причины их возникновения.
Определение приборной погрешности па основании класса точности прибора
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.