Системные механизмы поведения. Особенности целенаправленной деятельности врача стоматолога. Эмоциональные проявления у стоматологических больных (Учебно-методическое пособие к занятию 7)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СТОМФАК, 2 курс, Физиология 1

Учебно-методическое пособие к занятию 7

Тема работы: Системные механизмы поведения. Особенности целенаправленной деятельности врача стоматолога. Эмоциональные проявления у стоматологических больных.

Цели работы: Используя знания о механизмах высшей нервной деятельности человека изучить особенности поведения врача стоматолога и пациентов стоматологической клиники.

Для достижения поставленной цели необходимо самостоятельно:

Повторить:

1. Врожденные и приобретенные механизмы поведения. Системные механизмы поведения.

2. Общую физиологию сенсорных систем. Физиологию мотиваций, эмоций и памяти.

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000. – Т. 2. – С. 269-271, 277-280, 287-292, 296-313.

2. Физиология человека: Учебник  / Под ред. Г.И. Косицкого. -  М.: Медицина, 1985. – С. 495-508, 514-522.

3. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник  / Под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтярева. - М.: Медицина, 2000. – С. 165-178.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 256-264.

5. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 134-140, 147-149.

Дополнительную:

1. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем /Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. –  С. 550-584, 607-632, 637-647.

2. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 2. – С. 130-150,153-157, 185-189, 233-236.

3. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996, 2000. – Т. 1. – С. 152-158. – Т.3. – С. 842.    

4. Филимонов В.И.  Руководство по общей и клинической физиологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2002. –  С. 781-791, 812-829, 838-840, 914-916.

5. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии

Учебное пособие / Под ред. К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. – М.: Медицина, 2002. – С. 509-547.

В результате изучения предложенного материала необходимо

Знать:

1. Принципы рефлекторной теории поведения И.П. Павлова. Основные положения системной организации поведения. Принципиальные отличия теории функциональных систем от рефлекторной теории поведения.

2. Архитектуру  целенаправленного поведенческого акта по П.К. Анохину, этапы поведения:

2.1. Афферентный синтез как первый этап целенаправленного поведения, его компоненты:

·  Характеристику потребностей и мотиваций человека. Нейрофизиологические механизмы мотиваций.

·   Роль памяти и обстановочной афферентации в формировании доминирующей мотивации, выборе стратегии поведения.

·  Понятие о предпусковой интеграции, значение пусковой афферентации.

2.2. Механизмы принятия решения.

2.3. Характеристику акцептора результатов деятельности как аппарата предвидения будущего результата. Нейрофизиологические механизмы акцептора результатов деятельности.

2.4. Механизмы эфферентного синтеза: соматические, вегетативные и эндокринные компоненты программы поведения; роль акцептора результатов деятельности в процессах эфферентного синтеза.

2.5. Характеристику этапов действия и оценки его результатов. Роль обратной афферентации в оценке параметров результата деятельности.

3. Определение понятия «эмоция»; классификацию эмоций;  функции эмоций; теории возникновения эмоций; физиологические механизмы эмоций; роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний; взаимодействие мотиваций и эмоций.

4. Системные механизмы возникновения эмоций. Биологическая и социальная роль положительных и отрицательных эмоций в организации поведения. Характеристику понятия «эмоциональный стресс».

5. Нейрофизиологические механизмы внимания и его роль в целенаправленной деятельности человека. Системный характер восприятия.

6. Методы исследования высшей нервной деятельности человека.

7. Возрастные изменения психических функций.

8. Значение учения о высшей нервной деятельности для теории и практики стоматологии.

9. Особенности трудовой деятельности врача стоматолога:

·  Роль динамического стереотипа в обучении и приобретении мануальных навыков в работе врача стоматолога.

·  Динамика работоспособности в течение дня, рабочей недели.

·  Методы оценки изменений работоспособности в процессе труда.

10. Физиологические основы внушения, самовнушения. Роль психофизиологического воздействия с учетом характеристик личности при подготовке стоматологических больных к лечению.

Уметь: 1. Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.

2. Схематически изображать этапы функциональной системы поведения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Физиология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
137 Kb
Скачали:
0