СТОМФАК, 2 курс, Физиология 1
Учебно-методическое пособие к занятию 7
Тема работы: Системные механизмы поведения. Особенности целенаправленной деятельности врача стоматолога. Эмоциональные проявления у стоматологических больных.
Цели работы: Используя знания о механизмах высшей нервной деятельности человека изучить особенности поведения врача стоматолога и пациентов стоматологической клиники.
Для достижения поставленной цели необходимо самостоятельно:
Повторить:
1. Врожденные и приобретенные механизмы поведения. Системные механизмы поведения.
2. Общую физиологию сенсорных систем. Физиологию мотиваций, эмоций и памяти.
Изучить литературу:
Основную:
1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000. – Т. 2. – С. 269-271, 277-280, 287-292, 296-313.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 495-508, 514-522.
3. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник / Под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтярева. - М.: Медицина, 2000. – С. 165-178.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 256-264.
5. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 134-140, 147-149.
Дополнительную:
1. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем /Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – С. 550-584, 607-632, 637-647.
2. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 2. – С. 130-150,153-157, 185-189, 233-236.
3. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996, 2000. – Т. 1. – С. 152-158. – Т.3. – С. 842.
4. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2002. – С. 781-791, 812-829, 838-840, 914-916.
5. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии
Учебное пособие / Под ред. К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. – М.: Медицина, 2002. – С. 509-547.
В результате изучения предложенного материала необходимо
Знать:
1. Принципы рефлекторной теории поведения И.П. Павлова. Основные положения системной организации поведения. Принципиальные отличия теории функциональных систем от рефлекторной теории поведения.
2. Архитектуру целенаправленного поведенческого акта по П.К. Анохину, этапы поведения:
2.1. Афферентный синтез как первый этап целенаправленного поведения, его компоненты:
· Характеристику потребностей и мотиваций человека. Нейрофизиологические механизмы мотиваций.
· Роль памяти и обстановочной афферентации в формировании доминирующей мотивации, выборе стратегии поведения.
· Понятие о предпусковой интеграции, значение пусковой афферентации.
2.2. Механизмы принятия решения.
2.3. Характеристику акцептора результатов деятельности как аппарата предвидения будущего результата. Нейрофизиологические механизмы акцептора результатов деятельности.
2.4. Механизмы эфферентного синтеза: соматические, вегетативные и эндокринные компоненты программы поведения; роль акцептора результатов деятельности в процессах эфферентного синтеза.
2.5. Характеристику этапов действия и оценки его результатов. Роль обратной афферентации в оценке параметров результата деятельности.
3. Определение понятия «эмоция»; классификацию эмоций; функции эмоций; теории возникновения эмоций; физиологические механизмы эмоций; роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний; взаимодействие мотиваций и эмоций.
4. Системные механизмы возникновения эмоций. Биологическая и социальная роль положительных и отрицательных эмоций в организации поведения. Характеристику понятия «эмоциональный стресс».
5. Нейрофизиологические механизмы внимания и его роль в целенаправленной деятельности человека. Системный характер восприятия.
6. Методы исследования высшей нервной деятельности человека.
7. Возрастные изменения психических функций.
8. Значение учения о высшей нервной деятельности для теории и практики стоматологии.
9. Особенности трудовой деятельности врача стоматолога:
· Роль динамического стереотипа в обучении и приобретении мануальных навыков в работе врача стоматолога.
· Динамика работоспособности в течение дня, рабочей недели.
· Методы оценки изменений работоспособности в процессе труда.
10. Физиологические основы внушения, самовнушения. Роль психофизиологического воздействия с учетом характеристик личности при подготовке стоматологических больных к лечению.
Уметь: 1. Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.
2. Схематически изображать этапы функциональной системы поведения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.