Физиологические механизмы поведения человека: Учебно-методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Опишите последовательность действия механизмов запоминания. Перечислите механизмы долговременной памяти.

4. Определите у себя профиль функциональной асимметрии мозга.

Рекомендации к работе.

Тесты лучше выполнять вдвоём. Пробы следует проводить быстро, не задумываясь.

На листочке записать результаты. Если в тесте ведущими у Вас были правые рука, ухо, глаз - ставим букву П, если левые - Л, если и правые и левые работают одинаково, ставим А (амбидекстры). В итоге в каждом тесте у Вас должно получиться сочетание из трёх букв. По преобладанию букв определяем ведущий орган. Если в сочетании букв все буквы разные (например, АПЛ), или преобладают буквы А, значит, такой укороченный тест Вам не подходит, нужно более глубокое исследование.

Тест для определения ведущей руки.

1. Переплетите пальцы рук в «замок» и отметьте, какой из больших пальцев находится сверху. Проделайте опыт несколько раз.

2. Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство.

3. Поаплодируйте. Более активна, подвижна доминирующая рука.

Тест для определения ведущего глаза.

1. Проба с прицеливанием. Возьмите карандаш и прицельтесь, выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается от кончика карандаша при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, если наоборот, то правый.

2.  На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.

3. Проба с морганием. Попросите испытуемого моргнуть одним глазом. Обычно ведущий  глаз остается открытым.

Тест для определения ведущего уха.

1. Представьте, что за стеной есть люди, которые говорят о вас. Подойдите к стене и приложите ухо так, чтобы слышать, что они сказали. Которое ухо вы приложили к стене, то и будет ведущим.

2. К какому уху Вы обычно прикладываете мобильный телефон, тот и будет ведущим.

3. Наклонитесь и прослушайте, тикают ли лежащие на столе часы. Прослушивают обычно ведущим ухом.

Определить у себя доминирующее полушарие по результатам исследования профиля функциональной асимметрии.

5. Перечислите функции сна. Укажите зоны мозга, где обнаружены центры сна. Какие медиаторы наиболее активны во время медленного и быстрого сна?

Для закрепления материала воспользуйтесь нижеследующим методическим материалом.

Ситуационные задачи с решением.

1. Фирма изготавливала металлические детали (шарики). Некоторые из них оказывались бракованными (у них изменялась отражающая способность поверхности). Для контроля качества деталей на движущемся конвейере фирма использовала голубей, которые клевали бракованные детали (при этом они падали в специальные ящики) и не трогали качественно изготовленные шарики. Эффективность контроля оказалась очень высокой. Как обучили голубей контролировать качество шариков?

Решение. А. Голуби имеют очень острое зрение, поэтому легко различают шарики с разным блеском поверхности. Б. Для обучения применили метод условных рефлексов. Голубям предъявляли качественные и бракованные шарики. Когда голуби клевали бракованные шарики, то получали зерно. Если голуби выбирали качественные детали – подкрепления не было. У птиц быстро вырабатывалось дифференцировочное торможение. После обучения голубей ставили на конвейер, где они продолжали выбирать бракованные шарики и получать подкрепление.

2. Для изучения условных рефлексов в лабораторию привели двух собак. Одна из них перед опытом выпила много воды. Сначала исследование протекало нормально: у обеих собак хорошо проявлялись, ранее выработанные, условные рефлексы. Но через некоторое время у собаки, пившей до опыта воду, условные рефлексы исчезли. В чём причина торможения условных рефлексов?

Решение.  А. Известно два вида торможения условных рефлексов: внешнее и внутреннее

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
450 Kb
Скачали:
0