План-конспект урока на тему: "Ручная обработка древесины"

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Урок

Тема:

РУЧНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Цели:дать учащимся общее представление о ручной обработке древесины, познакомить с древесными материалами; воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа, практическая работа.

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

Изложение нового материала.

План беседы учителя с учащимися:

1. Технология обработки древесины.

2. Рабочее место для ручной обработки древесины.

3. Правила поведения в учебной мастерской. Требования к организации труда на рабочем месте.

4. Дерево и древесина.

5. Пиломатериалы и древесные материалы.

1. Технология обработки древесины.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготовляли дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели и др. Своеобразная красота обработанной поверхности деревянного изделия всегда привлекает взгляд.

Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности – изготовления столов. На предприятиях работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины, которые должны владеть приемами обработки древесины, знать ее свойства, уметь читать чертежи.

Изучая технологию обработки древесины, вы познакомитесь с различными древесными материалами, их свойствами, узнаете о том, как изготовляются из древесины различные предметы, получите знания о способах обработки, об инструментах и станках, которые при этом применяются, о приемах работы инструментами и управления станками и т.д.

2. Рабочее место для ручной обработки древесины.

Основным оборудованием рабочего места в школьной мастерской является специальный стол – верстак. Термин «верстак» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «мастерская». Для ручной обработки древесины используется столярный верстак (рис. 1). Он состоит из подверстачья 1 (опоры столярного верстака) и крышки 3 (его рабочей части). Для закрепления заготовки служат приспособления верстака – передний 2 и задний 7 винтовые зажимы, а также отверстия 4 с клиньями 6. Инструмент размещают и хранят в лотке 5 (углубление в крышке верстака) или подверстачье 1.

 

 

Рис. 1. Столярный верстак: 1 – подверстачье; 2 – передний зажим; 3 – крышка; 4 – отверстия; 5 – лоток; 6 – клинья; 7 – задний зажим

Рис. 2. Универсальный стол-верстак: 1 – слесарные тиски; 2 – передний подвижный упор; 3 – крышка; 4 – столярные тиски; 5 – основание

Для ручной обработки изделий из древесины на столярном верстаке применяют различные режущие (ножовки, пилы, рубанки, дрели и др.), измерительные (линейки, угольники, циркули, транспортиры и др.) инструменты, а также приспособления.

В школьных мастерских используются и универсальные столы-верстаки (рис. 2), на которых обрабатывают не только древесину, но и металл, а также выполняют другие работы.

Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять сидя возле него на стуле. Приспособить рабочее место к своему росту можно двумя способами: изменить высоту верстака или поставить подставку под ноги. Высота верстака соответствует росту работающего, если кисть его выпрямленной вниз руки свободно лежит на крышке (рис. 3).

Рис. 3. Проверка соответствия верстака росту ученика

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке осуществляется

Похожие материалы

Информация о работе