 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исходные данные.
| Максимальная скорость барабана | Vб = 13 м/с | 
| Диаметр барабана | Дб = 560 мм | 
| Вытяжное усилие | Fб = 2,25 кН | 
| Передаточное число червячной пары | Uчп = 41/8 | 
| Передаточное число ременной передачи | Uрп = 220/250 = 0,88 | 
| Частота вращения барабана | nб = 443 об/мин | 
2.1 Кинематический и силовой расчет привода.
2.1.1 Определяю мощность на валу вытяжного барабана
 кВт
 кВт
2.1.2 Определяю общий КПД привода

hрп = 0,96 – КПД ременной передачи – табл. 1.1 – [1]
hчп = 0,85 – КПД червячной передачи – табл. 1.1 – [1]
hп = 0,99 – КПД пары подшипников качания – табл. 1.1 – [1]
2.1.3 Требуемая мощность электродвигателя
 кВт
кВт
2.1.4 Определяю общее передаточное число привода

2.1.5 Частоты вращения и угловые скорости валов привода
 об/мин
об/мин
 рад/с
рад/с
 об/мин
об/мин
 рад/с
рад/с
 об/мин
об/мин
 рад/с
рад/с
2.1.6 Мощности, передаваемые на валы привода
 кВт
кВт
 кВт
кВт
 кВт
кВт
2.1.7 Крутящие моменты на валах привода
 Н×мм
Н×мм
 Н×мм
Н×мм
 Н×мм
Н×мм
2.2 Расчет червячной пары привода
2.2.1 Определяю скорость скольжения в червячном зацеплении
 м/с
м/с
По табл. 4.9 – [1] в зависимости от скорости скольжения выбираем материал червяка и венца червячного колеса:
червяк – сталь 40Х, 50…55 HRCэ (ТВЧ)
венец червячного колеса – бронза БРА10Ж4Н4
sв = 700 Н/мм2; sт = 460 Н/мм2.
По табл. 4.9 – [1] определяю допускаемое контактное напряжение для материала венца червячного колеса:
[sн] = 152 МПа число заходов червяка z1 = 8
число зубьев червячного колеса z2 = 41
коэффициент диаметра червяка q = 8.
2.2.2 Определяю модуль зацепления
 мм
мм
Принимаю стандартное значение модуля: m = 8 мм.
2.2.3 Определяю коэффициент смещения червяка

2.2.4 Проверяю межосевое расстояние
 мм
мм
2.2.5 Основные размеры червяка
- Делительный диаметр: d1 = q×m = 8×8 = 64 мм
Диаметр вершин витков:  мм
 мм
Диаметр впадин витков:  мм
 мм
Длина нарезанной части:  мм.
Принимаю b1 = 110
 мм.
 мм.
Принимаю b1 = 110
 мм.
Делительный угол подъема витка:  
  
 
2.2.6 Основные размеры венца червячного колеса:
Делительный диаметр:  мм
 мм
Диаметр вершин зубьев:  мм
мм
Диаметр впадин зубьев:  мм
 мм
Наибольший диаметр червячного колеса:
 мм. Принимаю:
 мм. Принимаю:  мм
 мм
Ширина венца червячного колеса:  мм Принимаю:
 мм Принимаю:  мм.
 мм.
2.2.7 Окружная скорость червяка:
 м/с
 м/с
По табл. 4.7 – [1] выбираю степень точности передачи. В этом случае коэффициент динамичности нагрузки: Ки = 1,1.
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий: Кв = 1 стр. 65 – [1].
Коэффициент нагрузки: К = Кb×Кv = 1×1,1 = 1,1.
2.2.8 Проверяю контактное напряжение:
 МПа
 МПа
144,5 МПа < [sн] = 152 МПа Þ условие прочности выполнено.
2.2.9 Силы, действующие в зацеплении:
Окружная сила на червячном колесе, равная осевой силе на червяке
 Н
 Н
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на червячном колесе:
 Н
 Н
Радиальные силы на колесе и червяке:  Н
 Н
2.3 Расчет вала тягового барабана и его подшипников.
2.3.1 Определяю диаметр выходного конца вала под барабаном при [t]к = =10МПа по формуле из табл. 7.1 – [2]
 мм
 мм
Принимаю dв = 70 мм.
Исходя из соответствующей конструкции вала принимаю:
Диаметр вала под подшипники: dп = 75 мм;
- Диаметр вала под червячным колесом: dк = 85 мм;
Предварительно принимаем для вала барабана подшипники роликовые конические однорядные легкой серии 7215 ГОСТ 333-79: d = 75 мм; D = 130 мм; Т = 27,5 мм; Cr = 97,6 кН; Сor = 84,5 кН; е = 0,39; y = 1,55; yo = 0,85.
2.3.2 Силы, действующие на вал:
Fв = 2250 Н; Ft2 = 3844 Н; Fa2 = 4568 Н; Fr2 = 1400 Н.
2.3.3 Определяю реакции опор:
- В плоскости xz:
 ;
; 
 Н
 Н
 ;
; 
 Н
 Н
Проверка:

- В плоскости yz:
 ;
; 
 Н
 Н
 ;
; 
 Н
 Н
Проверка:

2.3.4 Построение эпюры Mx:
 Н×мм
 Н×мм
 Н×мм
 Н×мм
2.3.5 Построение эпюры My:
 Н×мм
 Н×мм
 Н×мм
 Н×мм
2.3.6 Суммарные реакции в опорах:
 Н
 Н
 Н
 Н
2.3.7 Определяю осевые составляющие радиальной нагрузки:
 Н
 Н
 Н
 Н
2.3.8 Определяю осевые нагрузки подшипников по табл. 9.6 – [2]:
Rs1 < Rs2; Fa > Rs2 - Rs1; Ra1 = Rs1 = 732 H; Ra2 = Rs1+Fa = 732 + 4568 = 5300 H
2.3.9 Определяю отношения:


где V = 1 – по табл. 9.1 – [2].
2.3.10 Определяю эквивалентную динамическую нагрузку по формулам из табл. 9.1 – [2]:
 Н
 Н
 Н
 Н
 - табл. 9.4 – [2];
 - табл. 9.4 – [2];  - табл. 9.5 – [2];
 - табл. 9.5 – [2]; 
x = 0,4 – табл. 9.1. – [2].
Так как наиболее нагруженным оказался подшипник 2, то расчетную динамическую грузоподъемность Сrp и базовую долговечность L10h определяем для него.
2.3.11 Расчетная динамическая грузоподъемность:
 Н
 Н
2.3.12 Базовая долговечность:
 ч
 ч
Так как в результате расчетов получили: Сrp = 59,421 кН < Сr = 97,6 кН и L10h = 54806 ч > Lh = 10500 ч, то выбранные подшипники можно считать пригодными.
2.4 Проверка прочности шпоночных соединений.
2.4.1 Принимаем материал шпонок – Сталь 45 нормализованная. Допускаемое напряжение смятия при стальной ступице [sсм] = (100¸120) МПа стр. 170 – [1].
2.4.2 Напряжения смятия и условия прочности по формуле 8.22 – стр. 170 – [1]:

По ГОСТ 23360-78 – табл. 8.9 – [1] выбираю шпонки призматические:
шпонка 20´12´220 ГОСТ 23360-78, t1 = 7,5 мм под барабаном.
Шпонка 22´14´125 ГОСТ 23360-78, t1 = 9 мм под колесом.


Таким образом, прочность шпоночных соединений обеспечена.
2.5 Расчет наиболее опасных сечений вала.
2.5.1 Сечение Б-Б (рис.1)
Материал вала – сталь 40Х. Средняя твердость 270НВ × sв = 930 МПа табл. 3.3. – [1]. Пределы выносливости:
 МПа
МПа
 МПа
МПа
Концентрация напряжений в этом сечении вызвана наличием шпоночной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.