10. ВЫБОР СЕЧЕНИЙ ТОКОВЕДУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 КВ
10.1 Выбор кабелей напряжением выше 1 кВ
Сечение жил высоковольтных кабелей выбирается по экономической плотности тока и проверяется по нагреву и термической стойкости при КЗ.
Сечение по экономической плотности тока определяется как
gэ=Iр/jэ,, (10.1.1)
где Iр – расчетный ток кабеля в нормальном режиме работы, А;
jэ – экономическая плотность тока, определяемая по [1].
Величина тока в нормальном режиме работы
, (10.1.2)
где Sр – нагрузка линии с учетом потерь в трансформаторах.
Проверка по нагреву выбранного сечения кабеля выполняется по условию
КП×К1× К2× К3×IДОПН ³ Iра,, (10.1.3)
где КП – допустимая кратность перегрузки, определяемый по [1];
К1×- коэффициент, учитывающий фактическую температуру окружающей среды;
К2×- коэффициент, учитывающий число рядом проложенных кабелей в траншее;
К3×- коэффициент, учитывающий фактическое удельное тепловое сопротивление земли;
Iра– расчетный ток линии в послеаварийном режиме, А. С перегрузкой в послеаварийном режиме могут работать линии, питающие РП 10 кВ, а также питающие двухтрансформаторные ТП по радиальной схеме или по схеме двойной сквозной магистрали. При одинаковой нагрузке линий в нормальном режиме Iра=2× Iр.
Расчетный ток линии в послеаварийном режиме
, (10.1.4)
где Sнт – номинальная мощность трансформаторов, питающихся от данной линии.
Все коэффициенты определяем по литературе [1].
Проверка кабелей на термическую стойкость производится по условию минимально допустимого сечения
, (10.1.5)
где Вк- тепловой импульс от тока КЗ, кА²×с;
с- расчетный коэффициент, принимаемый по [1].
Результирующий тепловой импульс от тока КЗ записывается как
, (10.1.6)
где tотк- время отключения КЗ, принимаемое по [2], с;
Та- постоянная времени затухания апериодической составляющей тока КЗ. В распределительных сетях 6…10 кВ принимается 0,01с.
Из трех найденных сечений ( по экономической плотности тока, нагреву и термической стойкости) принимается большее.
Расчетные нагрузки кабельных линий, часть которых были представлены в восьмом разделе пояснительной записки (таблица 8.2.1), приводим в таблице 10.1.1, соответствующие рисунку 8.1.4.
Таблица 10.1.1-Расчетные нагрузки кабельных линий
линия |
DРт, кВт |
DQт, квар |
Qнк, квар |
Рр, кВт |
Qр, квар |
Sр, кВА |
ГПП-РП(Л9,Л10) |
40,9 |
226,7 |
2646 |
5631,6 |
2788,7 |
6284,7 |
РП-ТП1 (Л1) |
14,2 |
74,5 |
100 |
983,5 |
518,7 |
1111,86 |
РП-ТП2.1 (Л5) |
6,9 |
39,4 |
670 |
1357,4 |
658,2 |
1508,6 |
РП-ТП2.2 (Л6) |
6,9 |
39,4 |
670 |
1357,4 |
658,2 |
1508,6 |
РП-ТП4.1 (Л3) |
3,4 |
19,5 |
402 |
673,4 |
326,5 |
748,4 |
РП-ТП4.2 (Л4) |
3,4 |
19,5 |
402 |
673,4 |
326,5 |
748,4 |
ТП2.1-ТП3.1 (Л7) |
3,8 |
21,5 |
402 |
760,8 |
368,4 |
845,3 |
ТП2.2-ТП3.2 (Л8) |
3,8 |
21,5 |
402 |
760,8 |
368,4 |
845,3 |
РП-ТП5 ( Л2) |
6,3 |
34,4 |
402 |
586,6 |
300,4 |
659,1 |
Приведем пример выбора сечения кабелей для кабельной линии РП-ТП2.1-ТП3.1 (схема показаны на рисунке 10.1.1). При отыскании сечения кабеля используем нагрузку найденную при Кр=1.
Расчетный ток кабеля линии Л5 по (10.1.2), используя таблицу 10.1.1,
IР=1508,6/(1,73×10)=87,1 A.
Сечение по экономической плотности тока по (10.1.1)
gэ=87,1/1,4=62,2 мм2.
По [1] выбираем трехжильный кабель ¾ ААШвУ-10(3´70) с Iдн=165 А. Расчетный ток кабеля в послеаварийном режиме (с учетом перевода нагрузки линии Л6 на Л5).
IПА=87,1+87,1=174,2A,
где 87,1А¾ расчетный ток линии Л6.
Проверка по нагреву согласно (10.1.3)
1,3×1×1×1×165=214,5 А>174,2 А.
Тепловой импульс тока КЗ по (10.1.6) рассчитываем по сквозному току КЗ (то есть на ТП3).
Вк=5,032(0,6+0,01)=15,4 кА2×с.
Сечение по термической стойкости по (10.1.5)
.
Значит, выбранное сечение проходит по термической стойкости. В итоге принимаем ААШвУ 10(3´70), Iдоп=165 А.
Расчетный ток кабеля линии Л7 по (10.1.2)
IР=845,3/(1,73×10)=48,8 A.
Сечение по экономической плотности тока по (10.1.1)
gэ=48,8/1,4=34,4 мм2.
По [1] выбираем трехжильный кабель сечением ААШвУ-10(3´35) с Iдн=115 А.
Расчетный ток линии в послеаварийном режиме по (10.1.4)
А.
Проверка по нагреву согласно (10.1.3)
1,3×1×1×1×115=149,6 А>80,8 А.
Тепловой импульс сквозного тока КЗ по (10.1.5) Вк=15,4 кА2×с,
тогда по (10.1.5)
,
Принимаем кабель ААШвУ 10(3´50), Iдоп=140 А.
Для остальных линий результаты выбора сводим в таблицу 10.1.2.
Таблица 10.1.2- Выбор сечения кабелей выше 1 кВ
линия |
Iр,А |
qэ,мм2 |
Вк,А2×с×107 |
С,А×с0,5/мм2 |
gт, мм2 |
Марка сечения, Iдоп,, А |
1,3×Iдоп,А |
Iра, А |
|
РП |
ТП1 |
64,2 |
50 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´50 140 |
182,0 |
80,8 |
РП |
ТП5 |
38,1 |
27,2 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´50 140 |
182,0 |
80,8 |
РП |
ТП4.1 |
48,8 |
34,9 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´50 140 |
182,0 |
161,6 |
РП |
ТП4.2 |
48,8 |
34,9 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´50 140 |
182,0 |
161,6 |
РП |
ТП2.1 |
87,1 |
62,2 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´70 165 |
214,5 |
174,2 |
ТП2.1 |
ТП3.1 |
48,8 |
34,4 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´50 105 |
182,0 |
161,6 |
РП |
ТП2.2 |
87,1 |
62,2 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´70 165 |
214,5 |
174,2 |
ТП2.2 |
ТП3.2 |
48,8 |
34,4 |
1,54 |
100 |
39,2 |
ААШвУ-3´50 105 |
182,0 |
161,6 |
Выбор кабелей, питающих РП.
Рисунок 10.1.1 – Схема электроснабжения завода.
Разбиваем трансформаторные подстанции по секциям РП, с учетом, чтобы секции были нагружены одинаково.
К первой секции присоединяем трансформаторы ТП1, ТП2.1, ТП3.1, ТП4.1; ко второй – ТП5, ТП2.2, ТП3.2, ТП4.1.
Произведем расчет кабеля питающего первую секцию шин.
Sр=3014,2+j1503,5 кВА. Учитывая коэффициент одновременности, по [1] при Ки=0,35 и числе присоединений 2-4 составляет Ко=0,95, нагрузка составляет Sр=2863,5+j1428,3 кВА.
Расчетный ток
.
Экономическое сечение жил кабеля
Выбираем для линий кабели марки ААШвУ-10(3x150) с допустимым током Iнд=275 А.
Проверяем выбранное сечение жил кабеля на нагрев в послеаварийном режиме при отключении одной из линий. В этом случае по кабелю проходит ток
С учетом коэффициента перегрузки кабеля в послеаварийном режиме Кп=1,3
Iдоп=1,3*275=357,5 А<Iра=362,82 А.
Следовательно, выбранные кабели по условию нагрева не проходят
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.