Ценообразование: Учебное наглядное пособие (Учебная программа дисциплины, примерный перечень вопросов к зачету)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

перечень тем с расшифровкой их содержания – для упорядоченного понимания процесса формирования цен, а также целостного восприятия курса;

-  примерный перечень вопросов к зачету – для лучшей ориентации студентов при подготовке к контрольным аттестационным мероприятиям;

-  библиографический список – для наиболее подробного ознакомления с теоретическим наполнением представленных схем и иллюстраций к курсу.

Данное учебное наглядное пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Ценообразование», разработанной на кафедре экономики и управления производством и утвержденной проректором СибГИУ по учебной работе. При подготовке пособия учтены основные нормативные документы, касающиеся ценообразования и использованы материалы современных литературных источников. Автор разделял и принимал за основу те точки зрения, которые совпадали с его мнениями. Отдельные вопросы и их решения, несомненно, являются дискуссионными. Поэтому пожелания и критические замечания, высказанные в адрес[*] автора, будут восприняты с благодарностью, рассмотрены и, по возможности, учтены в последующих изданиях.

СОДЕРЖАНИЕ  ЛЕКЦИЙ

Тема 1.    Общие сведения о ценообразовании

Понятие цены. Ценообразование - основа формирования стоимостных показателей в общественном производстве. Концепции ценообразования. Цели и задачи ценообразования. Основные функции цены в рыночной экономике. Взаимосвязь цены с другими элементами маркетинга. Ценообразующие факторы (рисунки 1 – 10, таблица 1).

Тема 2.    Система цен. Виды цен и их экономическая характеристика

Сущность системы цен. Основные признаки подразделения цен на виды. Виды цен, их назначение и сфера действия. Виды цен по сферам товарного обращения: оптовые, розничные, закупочные, цены на продукцию строительства, тарифы (на услуги транспортных организаций и услуги населению), цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные). Виды цен по степени регулирования со стороны государства: свободные, регулируемые и фиксированные. Виды цен по времени действия: долговременные, текущие, скользящие, (падающие), гибкие, сезонные. Виды цен по территории действия: единые, региональные. Виды цен по способу возмещения потребителем транспортных расходов: цены франко-назначения и цены франко-отправления, единые, зональные, цены, установленные на основе базисного пункта. Виды цен по степени новизны товара: "снятия сливок", "проникновения (внедрения) на рынок", "следования за лидером", престижные, преимущественные, договорные, цены потребительского сегмента рынка, цены на изделия, снятые с производства, цены ниже, чем у большинства фирм. Виды цен по стадии продажи: цена предложения, цена спроса, контрактные цены. Виды цен по формам продажи: биржевые, внебиржевые, аукционные (рисунки 11 – 12).

Тема 3.    Методологические основы ценообразования

Понятие методологии. Основные методы исследования ценообразования: описательный (эмпирический); теоретического обобщения (абстракции) фактов. Переход от позитивных к нормативным экономическим суждениям о существующей теории ценообразования. Использование научной терминологии (рисунок 13).

Тема 4.    Модели рынка и ценообразование

Классификация рынков по характеру конкуренции.

Особенности ценообразования на различных типах рынков: степень свободы ценообразования, число предприятий-агентов рынка, контроль рыночной цены предприятием, неценовая конкуренция, условия вхождения в отрасль, на рынок и выхода из них (таблица 2).

Тема 5.    Основы формирования ценовой стратегии

Ценовая стратегия фирмы как элемент ее маркетингового плана. Этапы разработки ценовой стратегии: сбор исходной информации; стратегический анализ; формирование стратегии. Виды ценовой стратегии: стратегия премиального ценообразования ("снятия сливок"), стратегия ценового прорыва; нейтральная стратегия ценообразования; стратегия скорейшего возврата средств и др. Стратегии, запрещенные законодательством или этикой рынка: стратегия монопольного ценообразования; стратегия демпинговых цен; стратегия, основанная на соглашениях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, и др. (рисунки 14 – 18).

Тема 6.    Ценовая политика фирмы

Понятие ценовой политики, ее место и роль в системе маркетинговых мер фирмы. Затратный и ценностный подходы к ценообразованию, проблемы их использования на практике. Восприятие цены партнерами по рынку. Порядок разработки ценовой политики. Адаптивная и активная политика цен. Ценовая политика на фоне инфляции (рисунки 19 – 21).

Тема 7.    Методы расчета цены

Определение цен на основе затрат. Методы калькуляции на базе полных и частичных затрат. Определение нижней границы цены на основе затрат. Калькуляционное выравнивание. Расчет цен на основе нормативов рентабельности и торговых скидок (надбавок).

Определение цен, ориентированных на потребителей. Метод расчета цены на основе ощущаемой ценности товара. Верхняя граница цены. Дифференциация цен, условия ее успешной реализации. Аукцион, формы его проведения.

Моделирование цены при одновременном учете издержек и полезности.

Определение цен, ориентированных на конкурентов. Метод расчета цены на основе текущих цен. Конкурентное ценообразование в ходе торгов. Нормативно-параметрические методы (рисунки 22 –27, таблицы 3– 4).

Тема 8.    Ценовые скидки

Система скидок как инструмент стимулирования продаж. Виды скидок: "сконто", бонусные, прогрессивные (некумулятивные, кумулятивные), сезонные, экспортные, специальные, скрытые, товарообменный зачет и др. (рисунок 28, таблицы 5 – 6)

Тема 9.    Ценообразование и финансово-кредитные отношения

Внутренние финансовые интересы фирмы и внешние рыночные возможности

Похожие материалы

Информация о работе