Культурология: Методические указания и контрольные задания. Варианты заданий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Осирис, умерший и воскресший бог, в египетской мифологии Бог производительных сил природы, царь загробного мира. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, а также добывать и обрабатывать медные и золотые руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ. Младший брат Осириса – Сет, желавший править вместо него, погубил Осириса. Его верная супруга – Исида зачала от мертвого Осириса сына, которого назвали Гором. Когда Гор вырос, он победил Сета и дал проглотить мертвому отцу вырванный глаз. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, а стал царствовать и вершить суд в загробном мире.

Ромул и Рем, братья – близнецы. Ромул  в римской мифологии основатель Рима. Миф о Ромуле впитал различные элементы: древнейшие мотивы близнечных  мифов, общеиталийские мотивы об основание города.

Эдип, в греческой мифологии сын финикийского царя Лая и Иокасты. Ядром мифа  об Эдипе следует считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том его варианте, при котором  сын побеждает отца  как более молодой и сильный соперник.

Миф  о Пань – гу относится к космогоническим мифам. Пань –гу, в древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. Вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился Пань –гу. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) – землю. Пань – гу вырастал на 1 чжань ( около 3 метров) в день. Так продолжалось 18 тысяч лет. Пань- гу вытянулся до гигантских размеров  - расстояние, на которое небо отстоит от земли (90 тысяч ли, то есть около 45 тысяч км.). Дыхание Пань – гу стало ветром и облаками, голос – громом, левый глаз – солнцем, правый – луной, кровь – реками, и т.д. После смерти Пань – гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.

К эсхатологическом мифам относится миф о Рагнореке. Рагнорек, в скандинавской мифологии гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и атонических чудовищ.

Миф об Адонисе относится к мифам об умершем и воскресшем боге. Адонис, в греческой мифологии божество финикийско – сирийского  происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодичным умиранием и возрождением природы. Афродита (Венера) передает младенца Адониса в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленной которой он становится.

Пуруша, в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа. Для Пуруша характерны: многосоставность, большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю), власть над бессмертием. Миф о нем относится к космогоническим  мифам.

Вяйнямейнен, в карело - финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман. В карело - финских рунах Вяйнямейнен - главный герой, обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесло яйцо, из которого Вяйнямейнен заклинаниями сотворил мир, создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы и т.д.

К космологическим и антропологическим мифам относятся библейские мифы о сотворении земли, человека и животных. В первой главе книги Бытие мы узнаем, как в пятый день творения бог создал рыб и птиц, вообще всякую тварь, живущею в воде и воздухе, как в шестой день он сотворил сперва всех земных животных, а потом людей и что люди были представлены мужчиной и женщиной. Но во второй главе значится, что бог сотворил сперва человека в образе мужчины, потом низших животных и после них женщину, создав её из ребра, которое он взял у мужчины, пока тот спал.

Эсхатологическим мифам соответствует легенда о великом потопе, в котором погибло почти всё человечество. Подробное описание этой катастрофы содержится в книги Бытия

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
210 Kb
Скачали:
0