Психологическая подготовка человека к чрезвычайным ситуациям: Методические указания для выполнения практических занятий по курсу «БЖД и ЧС»

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра общей экологии

и безопасности жизнедеятельности.

Психологическая подготовка человека к чрезвычайным ситуациям

Методические указания для выполнения практических занятий по курсу «БЖД и ЧС» для студентов всех специальностей

Новокузнецк

2004


УДК 628.511

Рецензент:

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики (зав.каф. доцент )

В работе даны сведения об особенностях проведения человека в чрезвычайных ситуациях, рассмотрены мероприятия по ослаблению психологической напряженности населения и нормализации его психической деятельности в ЧС, оказанию первой помощи при психических расстройствах.

Предназначены для студентов всех специальностей.

Психологическая подготовка человека к чрезвычайным ситуациям: Метод. указания/ Сост. Т.В. Киселева, Коротких Н.К., Серебряная Е.Б.: СибГИУ, Новокузнецк 2004. – 32 с.

Введение

Жизнь всех поколений людей требовала умения приспосабливаться (адаптироваться) к условиям среды обитания и выбрать из множества вариантов существования наиболее рациональный (оптимальный). Исторический анализ показывает, что человек развивался под слитным влиянием биологического начала и социального воздействия. Целенаправленно преобразуя окружающий мир, современный человек сумел приспособиться к нему и обезопасить себя от многих природных катаклизмов и жизнеопасных воздействий природы. Буквально на глазах нашего поколения исчезают многие инфекционные заболевания, появляются возможности замены поврежденных внутренних органов.

Но социальные взаимоотношения между людьми усложняются. В связи с этим увеличивается значение социально-психологических, так называемых психогенных факторов, порождающих прежде всего невротические расстройства и патологию вегетативной нервной системы, особенно в тех случаях, когда человек оказывается в чрезвычайной ситуации.

Нормализации психического состояния людей во многом способствует четкая организация аварийно-спасательных работ. Специалист, вооруженный снаряжением и знаниями (профессиональный спасатель, к примеру), специально подготовлен в экстремальных условиях спасать людей и материальные ценности, а также ликвидировать чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Спасатель профессионально осуществляет деятельность. Он точно выполняет инструкции и команды начальства – знает так как и что нужно делать. Как же вести себя обычному человеку в экстремальных обстоятельствах? Для этого нужно знать, чем определяется поведение человека в ЧС, каковы особенности поведения человека в ЧС, основные способы защиты и т.д.

1.  Формы проведения человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

Психология безопасности составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.)

Психические свойства (качество личности) – это свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния различаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент.

Условия, при которых возникает возможность опасного случая, принято называть опасной ситуацией. Многие опасные ситуации, которые угрожали несчастьем, завершаются благополучно. Благоприятный исход таких ситуаций обычно достигается за счет готовности человека к преодолению трудностей, в том числе таких, которые требуют от него полного использования имеющихся у человека возможностей (сила, выносливость, скорость и точность действий, наблюдательность и др.). Такие ситуации называют экстремальными. Опасность в них столь велика, что человек нередко оказывается неспособным действовать правильно, с учетом реальной обстановки.

Кроме опасных, экстремальных ситуаций в психологической литературе называются трудные, стрессовые, напряженные, аварийные, рискованные, критические, сложные, чрезвычайные ситуации. Зачастую эти понятия используются как синонимы. Например, под напряженной ситуацией понимается такое усложнение условий деятельности, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные. При этом напряженная ситуация является сложной, трудной, экстремальной

Похожие материалы

Информация о работе