Глава 27. Фирма в переходной экономике
В переходной экономике одним из важнейших направлений системной трансформации (т. е. перехода к другой экономической системе) стало реформирование на уровне предприятий. Именно предприятия как основное звено экономики втянуть! в главную метаморфозу перехода к рынку — от предприятий, которые на базе закрепленных за ними государственных основных и оборотных фондов выпускают ту или иную продукцию, к фирмам, базирующимся на капитале (самовозрастающей стоимости) и ориентирующимся на прибыль. Капитал как самовозрастающая стоимость, положенный в основу предприятий рыночного типа, несет с собой коренные изменения всех функций и стадий экономического кругооборота, через которые проходит предприятие.
1. Положение предприятия в переходной экономике
Особенность переходной экономики, определяющая деятельность предприятия в этот период, заключается в том, что рыночные процессы протекают не в чистом виде, а в той или иной мере деформированно. Нормальные институты рынка и конкурентной среды еще полностью не сложились: не упорядочены права частной собственности и механизмы их защиты, несовершенна система банков и других финансовых организаций, нет еще устойчивой налоговой системы рыночного типа, ненадежны договорные отношения между экономическими агентами, открытость экономики реализуется в примитивных и плохо контролируемых формах.
Воздействие на предприятия макроэкономической политики
Несовершенство хозяйственной среды приводит к тому, что практическое завершение перехода к экономике рыночного типа зависит больше от политической воли властей, чем от эволюции собственно рыночных отношений. Это значит, что в течение довольно длительного периода времени в экономике сохраняется наследие административно-командной системы, а само государство остается крупнейшим субъектом экономических отношений. Государство продолжает контролировать значительную часть производственных и финансовых (инвестиционных) ресурсов, а также оказывает необходимую поддержку реальному сектору
594
экономики. Известно, что достаточно твердая макроэкономическая политика, проводившаяся с самого начала рыночных реформ в Чехии, Венгрии и Польше, стала главным фактором успешной рыночной ориентации предприятий, выхода из трансформационного спада и начала экономического роста. Жесткие бюджетные ограничения заставляли предприятия приступать к энергичной реструктуризации, ориентированной на эффективность. Напротив, периодические отступления от жесткой и последовательной макроэкономической политики, имевшие место в России и ряде других стран СНГ, приводили к затягиванию стабилизационного этапа реформы, делали макроэкономическую среду неопределенной для предприятий и тормозили рыночную ориентацию последних, истощая их материальные и финансовые ресурсы.
Макроэкономическая политика и убыточность предприятий
Вместе с тем жесткая ограничительная макроэкономическая политика быстро приводит к росту убыточности значительного числа предприятий. В первые же месяцы осуществления мер по финансовой стабилизации в восточноевропейских странах в неблагополучном финансовом положении оказалась значительная часть предприятий. В Болгарии к 1992 г. убыточными стали до 60% предприятий, причем состояние почти 20% было безнадежным и по закону они подпадали под ликвидационные процедуры. В Венгрии серьезные финансовые трудности в 1992—1993 гг. испытывали 30—40% предприятий, причем на долю тех из них, которых неизбежно должны были коснуться процедуры банкротства и ликвидации, приходилось до 25% объемов производства и 16% численности занятых. Во всех странах росли неплатежи предприятий друг другу и банкам, а неоднократные попытки списать задолженность ситуацию существенно не улучшали. При этом наличие более или менее добротного законодательства о банкротстве проблему тоже не облегчало: опасения обвальной цепи банкротств тормозили применение законов. Так, в Чехии и Венгрии практика банкротств и ликвидации в первые годы реформы практически не применялась. В Восточной Германии к разряду потенциальных банкротов после представления балансов по стандартам ФРГ было отнесено 70% предприятий. Однако и там не спешили с судебно-административными процедурами банкротства, что позволило прежде всего сохранить часть “обреченных” рабочих мест.
Таким образом, макроэкономическая жесткость представляется необходимой для начала рыночной реструктуризации в
595
реальном секторе, однако она способна подорвать сам этот процесс из-за увеличения доли убыточных предприятий.
Эволюция в понимании роли государства
В странах Восточной Европы, как и в России, прослеживается определенная эволюция в понимании роли государства в переходный период — от полного невмешательства в деятельность реального сектора до признания неизбежности и необходимости проведения того или иного варианта государственной структурной политики. Так, в Польше в 1990 г. был популярен тезис о том, что “лучшая промышленная политика — это отсутствие всякой политики”. Основной структурный эффект ожидался от быстрой приватизации и инвестиционной активности новых собственников (в том числе иностранных). В Чехии правительство не стремилось поддерживать какие-то отрасли или отдельные предприятия. Государство видело свою задачу в реструктуризации экономики в целом, а рынок, предположительно, должен был отобрать естественным путем те фирмы, у которых есть перспективы развития. Во всех этих странах исходили из того, что государство призвано воздействовать на рыночную трансформацию через обеспечение четких и стабильных условий, установление ясных и справедливых правил “игры”, неотвратимости их соблюдения всеми субъектами реального сектора. В принципе не исключалась и прямая государственная поддержка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.