Описание конструкции асинхронного двигателя с разъемным статором, страница 2

Прямоугольная форма катушек АДАМ не только обеспечивает относительную простоту их изготовления, но также способствует тому, что наматываемый на них провод подвергается значительно меньшим изгибам и повреждению изоляции по сравнению с традиционной технологией.

Прямоугольная форма катушек АДАМ способствует тому, что наматываемый на жесткий каркас провод укладывается рядами, т.е. исключается возможность хаотичного расположения витков, а значит, уменьшается вероятность их замыкания. При укладке однослойной или двухслойной обмотки в пазы, а также при формовании лобовых частей асинхронных двигателей традиционной конструкции, ее проводники подвергаются изгибу, который приводит к деформации изоляции проводников. Все это повышает вероятность ее повреждения еще при укладке или в процессе эксплуатации, что ведет к короткому замыканию в обмотке и к преждевременному выходу из строя всего двигателя. Кроме того, повреждение изоляции в таких двигателях во время эксплуатации, особенно при знакопеременных или пульсирующих моментах, чаще всего происходит на выходе проводников из паза. Недостаточно полная и качественная пропитка обмотки лаком, из-за сложности обеспечения проникновения его в пазы статора, ухудшает теплопроводность, увеличивает гигроскопичность обмотки, что соответственно приводит к возникновению местных перегревов обмотки и снижению ее электрической прочности.

Конструкция  обмотки асинхронного двигателя с асимметричным магнитопроводом практически полностью исключает все эти нежелательные явления. Прочность каркасов, минимальный изгиб провода при намотке катушек, контролируемый порядок его укладки, пропитка каждой катушки в лаке или эпоксидном компаунде обеспечивают целостность изоляции и монолитность катушек обмотки. Кроме того, для обеспечения наилучшего отвода тепла от обмотки и повышения ее влагостойкости, все межзубцовое пространство двигателя, а также полости между подшипниковыми щитами и статором, в которых находятся лобовые части, заливаются эпоксидным компаундом с примесью алюминиевых гранул и алюминиевого порошка. Одновременно этот компаунд обеспечивает монолитность всего статора, а значит и его механическую прочность.

Одновременно этот компаунд обеспечивает монолитность всего статора, азначит и его механическую прочность. Естественно, такой статор получается неразборным и поэтому нельзя говорить о ремонтопригодности двигателя. Тем не менее, в виду указанных достоинств новой конструкции, практически полностью отпадает необходимость в ремонте статора. Хотя конечно не исключена вероятность выхода из строя обмотки в результате аварийных режимов работы, возникающих из-за несовершенства защиты или ее отсутствия.

Еще одно преимущество АДАМ заключается в пониженном уровне шума, что немаловажно при использовании двигателя в бытовой технике, а также в там, где предъявляются повышенные требования к шумовым характеристикам технологического и другого оборудования. Снижение уровня шума асинхронного двигателя достигнуто благодаря значительной разнице в соотношении чисел зубцов статора и ротора Z2/Z1==6/20 (см. табл. 9.).

Как известно, близкие значения чисел зубцов статора и ротора приводят к возникновению вредных синхронных и асинхронных моментов, вызывающих провалы в кривой момента машины, а также являются причиной появления гармоник зубцового порядка, вызывающих шум и вибрацию двигателя. Одной из особенностей АДАМ является его сквозная конструкция, т.е. равенство диаметров ротора и внешнего кольца подшипников. Такая конструкция часто применяется в микромашинах для обеспечения минимального воздушного зазора, так как расточка статора и посадочные места под подшипники в этом случае обрабатываются за один проход инструмента. Это приводит к уменьшению допусков на неточность обработки и увеличению равномерности воздушного зазора.

Необходимость такой конструкции вызвана наличием дополнительного воздушного зазора в стыке между ярмом и зубцами статора. Наличие повышенного воздушного зазора могло бы привести к увеличению тока холостого хода двигателя. Поэтому,   применяя сквозную конструкцию, воздушный зазор имеет такое значение, при котором ток холостого хода не превышает определенной величины. Это значение тока холостого хода сохраняет КПД АДАМ на уровне КПД серийных двигателей.