Советская культура середины 60-х – середины 80-х годов. Хрущевская «оттепель». НТР. Перестройка и гласность

Страницы работы

Фрагмент текста работы

38. СОВЕТСКАЯ К-РА СЕР 60-Х –СЕР 80-Х ГГ.

Художественный процесс 60-70х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Экологические  изменения в природе, миграция большого кол-ва людей из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьёзным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе Шукшина, Трифонова, Распутина, Айтматова, в драматургии Вампилова, Розова, Володина, в поэзии Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В прозе и кинематографе заострялось внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне: Астафьев, Быков,  Бакланов, Кондратьев –проза, кинорежиссёры –Чухрай, Ростоцкий. Писатели – «деревенщики»  не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского чел-ка, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Именно об этом писали  Абрамов "Дом", Распутин "Прощание с Матёрой", "Пожар". Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых  острых глобальных проблем 20в.  получила своё художественное звучание в 60-70гг. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Солженицын –"Один день  Ивана Денисовича", "Матрёнин двор". Подоинным открытием театральной к-ры того времени явилось созд-е молодых театров-студий «современник» и «таганка». 80е годы время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно-образного мышления,  как притча, миф, символ. Айтматов "Плаха". Ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов,  связанная с самосознанием личности в её отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении  обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему, стили разных  эстетических ориентации. Культура 80х. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира,  где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое.

 

36. К-РА СССР 20-50-Х ГГ. К-АЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Период репрессий. Насаждение атеизма с 1918-20гг. закрыты монастыри – в них созд-сь колонии. Ликвидация мощей святых. Запрет  владения церковью движимого и недвижимого имущ-ва. Тысячи церковнослужителей были расстреляны. Разруш-е морали. Боролись с церковными обрядами: венчание, отпевание. Появ-сь множ-во новых имён. Наблюд-ся поворот к благополучию част жизни и более цивилиз формам поведения. Глав показ-ли к-сти совет чел-ка – образц. пов-е на произв-ве и быту.просвещ-е: к. 30 –хгг – ликвидация неграм-ти, переход к обязат 7-му образ-ю. Уделяли больше вним-е образ-ю: всеобщее нач. образ-е. Созд-сь  рабочие фак-ты, фабрично-заводское обуч-е. Время к-ой рев-ции. Её эл-ты : повыш-е уровня образ-я, форм-е новой совет интеллигенции, утвержд-е марксистско- ленинской идеологии. Глав в ней было изм-е лич-ти. 1939 – перепись нас-я; 80-90% спец-ов подготовлены за время правления совет власти.. С к.20-х гг подозрение к старой интеллигенции сменилось политич преследованием, началось уничтож-е рус интеллигенции. Одновр с ликвидацией  стар.интеллигенции шло созд-е интеллигенции советской. Наука: Ядер. физика: Капица, Иоффе, Ландау,  Харитонов, Курчатов, сахаров. Матем: кельдыш, Колмогоров, Лаврентьев. Исслед-е Арктики. В Москве 143 част. изд-ва. 1922 –высылка множ-ва учёных за границу.Вавилов(уч. мир. масштаба): его откр-я = откр-ю табл Менд. В 30-е гг – он дир-р инст-та генетики, член англ Ак. наук. Сер Ив Вавилов (брат) – автор большой совет энцикл-и, 1-й председатель общ-ва «Знание». Чижевский – гемоглобия. Флоренский – мат-ка и философия. Организовано массовое произв-во синтетич каучука, внедрены в 637 монастырей. Церквям запрещено владеть землями, заниматься благотвор-ю. 1921 – декрет «об изъятии дух. ценностей». Вольная  Ак. дух.к-ры,  кооперативные издат-ва , товарищества.Лит-ра: ) пролеткульт (1917-1932) активнее всех боролся со старой к-ой. Пролеткульт решал 2 задачи-  разрушить стар. двор к-ру и создать новую пролетарскую. 2-я задача так и осталась обл-ю неудачного экспериментаторства. Лозунг: «сожжем Пушкина, ничего не брать из прошлого»; 2) серапионовы братья (от книги Гофмана) – аполитичны, плакатность (Зощенко, Каверин, Тихонов).3) РАПП (рос ассоциация пролетарских писателей): черта – партийность, ненависть к лит-ре прошлого (особ к Дост.).4) ЛЕФ (левый фронт ис-ва) – выступала за реализм, созд-е революцион ис-ва, производствен. тематика (Маяк., Юон); 5) перевал – лит-ра на горе, но ещё не на долине. 1920 – антиутопия Замятина «мы». Булгаков – «роковые яйца», «дьяволиада», «собачье сердце». Цензурная орг-я – «главлит», ценз орг-я театра – «главрепертом». Фильмы: «кр. дьяволята», «мать» (пудовкин), «броненосец Потемкин» (Эйзенштейн). 1934 – 1-й всесоюзный съезд пис-й – гл метод соцреализм-предписывал худ-м и содерж-е, и структурные принципы произв-я. Соцреализм признавался единств-но верным  и наиболее совершенным творч

Похожие материалы

Информация о работе