3.1.”Операционные системы”
3.1.1. Введение в операционные системы (ОС). Исторический обзор. Назначение и основные функции ОС: управление устройствами, управление задачами и процессами, управление данными. ОС для ЭВМ различных классов. Управляющая программа ОС. Язык директив. Командные файлы.
3.1.2. Работа с внешними устройствами. Организация работы с внешними устройствами на ЭВМ разных классов. Порты ввода-вывода. Общая шина. Совмещение работы центрального процессора и периферийных устройств ЭВМ. Мультипрограммный режим работы. Понятие канала.
3.1.3. Режимы работы ЭВМ. Работа ЭВМ в режиме мультипрограммирования, разделения времени и реального времени. Пакетный и диалоговый режимы работы. Система прерываний, маскирование прерываний. Защита памяти, привилегированные команды.
3.1.4. Управление памятью ЭВМ. Статическое и динамическое распределение оперативной памяти между задачами. Фрагментация памяти, тупики. Оверлейная структура программ. Виртуальная память, механизмы подкачки. Страничная организация виртуальной .
Лекция 1.
Основные вопросы:
n Почему нужно изучать ОС
n Что такое ОС
n Принципы, положенные в основу ОС
n Исторический обзор ОС
1. 1. Исторический обзор.
Вам трудно представить время, когда ОС не существовали вообще. Сегодня ОС применяются практически на всех ВМ - от гигантских супер-ЭВМ до встроенных управляющих компьютеров. Зачастую ОС даже в большей степени определяют представление пользователя о компьютере, чем сама аппаратура этой машины.
В своем развитии ОС, подобно аппаратуре компьютеров, прошли через ряд поколений. Как вы помните, для аппаратных средств смена поколений связана с принципиальными достижениями в области электронных компонент:
n первое поколение ЭВМ строилось на электронных лампах;
n второе поколение на транзисторах;
n третье поколение - на интегральных схемах.
n следующее поколение на больших и сверхбольших интегральных схемах.
Каждый раз переход на новую, более производительную и дешевую элементную базу сопровождался резким уменьшением размеров и увеличением мощности ЭВМ. Вы сами стали свидетелями очередной смены поколений компьютеров. Причем на этот раз на первый план вышли не только такие факторы, как стоимость и производительность, но и скорость передачи информации. Давайте посмотрим на Таблицу 1.
Таблица 1. Характеристики типового академического компьютера.
Характеристики |
1981 год |
1996 год |
Отношение |
SPECint (MIPS) |
1 |
400 |
400 |
$/SPECint |
$100K |
$50 |
2000 |
RAM capacity |
128KB |
64MB |
500 |
disk capacity |
10MB |
4GB |
400 |
net bandwidth |
9600 b/s |
155 Mb/s |
15000 |
#address bits |
16 |
64 |
4 |
#user/mach. |
10s |
<=1 |
0.1 |
MIPS - million instructions per second
Обратите внимание на прорыв в скорости обмена информацией - 15000 раз!!!
Смена в поколениях ОС определялась не в последнюю очередь стоимостью аппаратуры и относительной стоимостью труда.
Можно выделить следующие этапы в развитии ОС (причем, нетрудно будет заметить, что развитие идет как бы по спирали: на каждом витке выделяются основные причины, причем на разных этапах развития зачастую эти причины повторяются).
Нулевое поколение (40-е годы)
ОС не было вообще, пользователи все писали непосредственно в машинных командах, имея полный доступ ко всем ресурсам ЭВМ
Первое поколение (50-годы)
Были разработаны первые управляющие программы. Главной целью было увеличить коэффициент полезного использования счетных ресурсов ЭВМ. Основные потери времени в то время приходились на переход от одного задания к другому: очистка ресурсов машины от предыдущего задания, ввод данных и кода для нового задания, передача ему управления. В это время наиболее мощное и дорогое устройство - центральный процессор - простаивало. Что бы сократить простои стали использовать “пакетную обработку”. Отдельные задачи или группы задач объединялись в пакеты. Запущенная задача получала в свое распоряжение все ресурсы ЭВМ. После завершения задачи (нормального или аварийного), ОС получала управление, очищала машину после данной задачи, обеспечивала ввод и запуск в решение очередной задачи из пакета.
Второе поколение (60-годы)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.