Бюджетный процесс, его участники и основные этапы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «бюджетный процесс —  регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением». 1

Задачи бюджетного процесса

♦  Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов для достижения прогресса в развитии рыночного хозяйства;

♦  определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

♦  установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения согласно бюджету;

♦  согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

♦  сокращение бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

♦  проведение бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов

♦  разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, сферами хозяйства, экономическими регионами;

♦  повышение роли перспективного бюджетного планирования для достижения пропорциональности и сбалансированности  крупномасштабных социально-экономических программ;

___________________________

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ст.6. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005, с.6

♦  усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

♦  автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.2

Бюджетному кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу (рис.1). Вместе с тем Бюджетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм.

 


  

Рис. 1. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации          

Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти. К компетенции федерального уровня государственной власти относится: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ; разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы; разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ; установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета; составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за _________________________

2. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации.  – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2002, с. 121.

его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление минимальных государ-ственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставленные государственные или муниципальные услуги; утверждение бюджетной классификации РФ; управление долгом РФ; определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью и др.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, организация межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ совместно с федеральными органами государственной власти.

Компетенция органов местного самоуправления осуществляется в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

Бюджет любого уровня принимается как законодательный акт, срок действия которого определяется финансовым (бюджетным) годом. В Российской Федерации время совершения процесса исполнения бюджета — бюджетный период — установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса больше бюджетного периода: в бюджетный процесс включается время для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) ис-полнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса.

В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются:

•  Президент Российской Федерации;

•  органы законодательной (представительной) власти;

•  органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•  органы денежно-кредитного регулирования;

•  органы государственного и муниципального финансового контроля

Похожие материалы

Информация о работе