Таким образом, структурную и региональную политику надо отнести к самостоятельному, третьему по счету направлению государственного регулирования экономического роста.
Четвертое направление. Экономика попадает в сложный переплет, когда в ней ощущается явная нехватка сбережений, и предложение последних не полностью покрывает потребности правительства, инвестиционный спрос. В этой ситуации неизбежно сужение финансовых (??), основы расширения воспроизводства, а результат – замедление экономического роста.
Почему такое происходит? Главная причина указанного механизма – принципиальна неспособность рыночной системы постоянно поддерживать баланс между инвестиционным спросом и предложением сбережений, обеспечивать устойчивость макроэкономического равновесия. Среди остальных элементов можно выделить несовершенство налогообложения. Государство, руководствуясь сиюминутными фискальными мотивами, норовят собрать побольше денег именно сегодня, непомерно поднимает налоговые ставки на прибыль и личные доходы. Это ведет либо к снижению той части прибыли, что сберегается и предназначена для инвестиций, либо уменьшение личных доходов населения перекачивает их в сферу текущего потребления. А раздувание социальных программ ведет к снижению предложения труда, институционной безработицы, уменьшению объема трудовых доходов, а значит и сбережений.
Пятое направление. Регулярная налоговая политика.
Характерная способность современной налоговой политики заключается в дифференцированном снижении ставок налогообложения, прежде всего прибыли. Этот принцип был положен в основу правительствами многих стран. А поощрение сбережений корпораций приведет к росту совокупных инвестиций. Но, казалось, что либерализация налогообложения должна обернуться потерями доходов государственного бюджета. В рыночной экономике такое действие возможно, но лишь в краткосрочной перспективе. Долгосрочные последствия иные: увеличение поступлений в бюджет => сокращение дефицита и торможение инфляции. В экономической науке это явление именуется эффектом Лаффера .(Зависимость доходов бюджета от налоговых ставок на Р и з/пл. Выявилось существование оптимального уровня налогообложения, при котором обе функции достигают максимума, а также их убывание в случаях, когда этот уровень больше или меньше оптимальной отметки).
t-средний уровень налоговых ставок в %
G- среднегод. (долгосрочн.) показатель объема государственных доходов.
Точки касания кривой Лаффера оси t отражают весьма условные экономические ситуации. Если уровень налогообложения равен 0, то государство лишается соответствующих доходов, когда t=100, экономический процесс останавливается и бюджет остается без доходной части (G = 0)
Если налоги tb поток поступлений измеряется величиной Gb. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики (ta < tb ) станет временное падение объема государственных доходов, в длительной перспективе оно приведет к повышению сбережений, прежде всего тех, что образуются из прибыли корпораций => к устойчивости инвестиционного процесса => рост доходов. Снижение налоговой ставки налога на Р в конечном итоге сказывается на сумме подоходного налога. Чтобы этот эффект сработал, необходимы развитые рыночные отношения.
К рассмотренным регулирующим механизмам присоединяется политика ускоренной амортизации. Смысл в том, что государство, увеличивая нормы списания основного капитала, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять принадлежащие им средства труда.
Эти нормы не одинаковы. Их наименьшие сроки службы характерны для самых передовых отраслей. Последние, выполняя роль двигателя технологического прогресса, влекут за собой всю остальную экономику. Политика ускоренной амортизации дает еще один эффект. При высоких темпах обновления основного капитала быстро расширяется спрос на современные средства труда, увеличивается емкость рынка, особенно продукции машиностроения. Такая политика вдобавок становится методом антициклического регулирования рыночного хозяйства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.