Основы регионарной экономики. Спрос индивидуального потребителя. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема 5: Основы регионарной экономики.

Взаимодействие спроса и предложения. Механизм ценообразования.

1.  Спрос индивидуального потребителя. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Факторы, смещающие кривую спроса. Изменения величины спроса. Перемещение кривой спроса.

2.  Предложение отдельной фирмы. Закон предложения. Кривая предложения. Изменения в предложении. Факторы, смещающие кривую предложения. Перемещение по кривой предложения.

3.  Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения. Три типа эластичности спроса. Эластичность предложения. Виды ценового равновесия.

4.  Функции цен. Виды цен. Вмешательство монополий и государственное ценообразование.

???????(5 воросов)Первый вопрос: Спрос индивидуального потребителя.

Основные проблемы рыночной экономики – Что производить? Как производить? Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложения.

Интуитивное представление о «спросе» имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической же теории обычно подразумевают платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя.

Мы приступаем к изучению раздела экономической теории – микроэкономики. Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является цена.

Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители, и потребители обеспечивают свой личный интерес. Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.

Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл (1842-1924), который по праву является основоположником микроэкономики.

Его концепция является своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности, между теориями стоимости. Согласно его концепции главными ценообразующим факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы,  временной интервал и другие.

Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответствующая часть микроэкономики:

-  в первой рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют, в том числе и полезность;

-  во второй анализируется предложение, в том числе издержки производства;

-  в третьей исследуется соотношение спроса и предложения на рынке совершенной и несовершенной конкуренции;

-  в четвертой изучаются проблемы ценообразования факторов производства (труд, земля, капитал).

Итак, микроэкономика начинается с изучения спроса и предложения.

Рассмотрим спрос. Спрос – это одна из сторон рыночного ценообразования.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

По Маршаллу, в основе спроса лежит полезность. В соответствии с законом убывающей полезности строятся кривые спроса. Маршалл формулирует общий закон спроса: количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при понижении цены и сокращается при ее повышении.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Метод Маршалла – метод частичного равновесия. Известная условность – абстрагирование от неценовых факторов, которые в данный момент не играют решающей роли, с оговоркой «при прочих равных условиях».

Как уже мы отмечали, между ценой и спросом существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса d /demand/, p - /price/,Q - /quantity/ -количество, величина спроса.

  P

d3     d1          d2

A   

3p1                   

B        

2p2                            

C        

1p3                                         

Q

2                   4

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену

Похожие материалы

Информация о работе