Экономическое равновесие фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 7: Экономическое равновесие фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

1.  Конкуренция и монополия; их место и роль в рыночной экономике.

2.  Рынок свободной (совершенной) конкуренции: принцип максимализации прибыли и особенности ценообразования.

3.  Несовершенная конкуренция: (???)

a)  рынок монополии,

b)  рынок монополистической конкуренции,

c)  рынок олигополии.

Первый вопрос: Конкуренция и монополия: их место и роль в рыночной экономике.

а) Конкуренция, ее виды, экономическая роль.

Одним из существенных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция (лат. concurrere – сталкивать, состязаться) – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Такое столкновение неизбежно порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция

Субъекты

Предприятия одной отрасли

Предприятия разных отраслей

Объекты

Лучшие условия производства и сбыта

Сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

Различие индивидуальной стоимости однородных товаров

Различные нормы прибыли  в отраслях с разным органическим строением капитала и скоростью оборота капитала

Результат

Рыночная цена и рыночная стоимость, однородные товары

Средняя прибыль и цена производства

На практике конкуренция осуществляется с целью получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.

Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и ее противоположность – монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок

свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него

дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, цвету, качеству и др.)

-  участие фирм в контроле за рыночной ценой

Классическая рыночность соперничества (конкуренции) в мировой экономической литературе.

1)  В зависимости от состояния рынка выделяются такие главные виды:

-  свободная («совершенная») конкуренция

-  соперничество между монополиями (несовершенная конкуренция)

-  регулируемая конкуренция

2) 


С учетом методов состоятельностиразличают следующие его формы: ценовая конкуренция, неценовая конкуренция.

О качестве товаров, ценах, выгоде и торговли. Всё сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция естественно соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проводилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях – редкоеявление. В западных странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. Но во всех существующих видах конкуренции соблюдаются писанные и неписаные правила рыночного соперничества.

К собственно классической форме рыночного соперничества относятся свободная и ценовая конкуренция.

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют её свойства. В западной экономической литературе ее называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок  имеют совершенное знание о торговых сделках.

Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения ценна продукцию без изменения её ассортимента и качества.

Развитие товарного производства обусловлено изменение форм

Похожие материалы

Информация о работе