Бюджет представляет собой единство таких финансовых категорий, как налоги, государственный кредит, государственные расходы, через которые осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти – парламентами.
По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.
Основные функции государственного бюджета:
· Перераспределение национального дохода;
· Государственное регулирование и стимулирование экономики;
· Финансовое обеспечение социальной политики;
· Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджетная система России как Федеративного государства состоит из бюджетов трех уровней, которые являются её самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней (Федеральный бюджет Российской Федерации с бюджетами государственных внебюджетных фондов и бюджеты субъектов Российской Федерации с бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов). К третьему уровню относятся местные бюджеты. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории образует консолидированный бюджет.
В Российской Федерации законодательно закреплены основы бюджетного устройства. Основные принципы бюджетного устройства:
· Единство бюджетной системы;
· Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
· Самостоятельность бюджетов;
· Полнота отражения доходов и расходов бюджета;
· Сбалансированность бюджета;
· Эффективность и экономность использования бюджета;
· Гласность;
· Достоверность бюджета;
· Адресный и целевой характер бюджетных средств.
Расходы федерального бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого уровня государства.
Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:
1. по степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства:
а) текущие – на покрытие текущих потребностей – содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу.
б) капитальные – вложение в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей – капитальные вложения в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти.
2. по направлению финансирования:
Расходы могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.
3. по ведомству – получателю средств:
· министерство;
· учреждение-получатель.
4. по целевому признаку:
Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата, отчисления на социальные нужды, канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д.
5. по территориальному признаку:
Расходы бюджета подразделяются в зависимости от государственного устройства на расходы Федерального бюджета, расходы субъектов федерации и местные расходы для федерального государства или расходы центрального и местных бюджетов.
На военные расходы в промышленно развитых странах приходится от 20 до 40% общей суммы расходов государственного бюджета. Военные расходы могут быть прямыми и косвенными.
Прямые военные расходы находят свое отражение в специальных военных бюджетах, являющихся составной частью государственного бюджета. Они покрывают расходы на производство новых стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание военных и военно-политических блоков. Прямые военные расходы возрастают в годы войны и в условиях милитаризированной экономики.
К косвенным расходам относятся: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу (в части обслуживания займов на военные нужды), репарации (возмещение убытков, причиненных странами, начавшими военные действия), пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств (например, финансирование строительства дорог и других объектов стратегического значения).
В Российской Федерации на оборону расходуются около 17% бюджетных средств.
Размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: особенностей международного положения, уровня развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, протяженности и характера внешних границ государства и экономического потенциала экономики страны. В состав прямых военных расходов в Федеральном бюджете Российской Федерации входят следующие расходы:
· расходы на содержание армии и флота – выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы персоналу, затраты на боевую и спортивную подготовку и т. д.;
· расходы на закупку вооружений и военной техники;
· расходы на капитальное строительство;
· затраты на НИОКР;
· расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим;
· затраты на покрытие части Российской Федерации в общих военных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.