По количеству операций по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт область занимает 11-е место, по сумме совершенных операций – 21-е, а по количеству торгово-сервисных точек – 19-е место в России (данные приведены на основании обзора платежной системы Российской Федерации за IVквартал 2003 г.). Средняя сумма одной операции по оплате товаров (услуг) с использованием платежных карт составила в IV квартале 2003 г. 206 руб., что свидетельствует об использовании платежной карты, прежде всего, для приобретения недорогих товаров. При совершении крупных покупок предпочтение по-прежнему отдается наличным денежным средствам. Активно развивается инфраструктура, предназначенная для приема платежных карт. Количество торгово-сервисных предприятий, принимающих платежные карты, за 2003 г. увеличилось на 132 единицы, или на 24%, число установленных в них электронных терминалов возросло на 148 единиц, или на 24%. В настоящее время в 20% предприятий торговли и услуг области можно расплачиваться за товары с использованием платежной карты. В основном это магазины, торгующие сложной бытовой техникой, гастрономы и универсамы с лучшей организацией процесса торговли. Если раньше инициатором установки терминалов для оплаты товаров с применением карт были банки, то теперь сами владельцы точек торговли и обслуживания обращаются в банки с подобной инициативой. Наиболее активно расширялась инфраструктура по приему карт международных платежных систем Visa, MasterCard, а также российских платежных систем «Золотая корона» и «Югра». Главной проблемой развития терминальной сети является высокая стоимость соответствующего оборудования и низкое качество коммуникационных услуг. Для держателя карты важно, чтобы его карта принималась в возможно большем количестве коммерческих точек и банковских учреждений. Однако несовместимость платежных систем приводит к тому, что ряду банков приходится создавать собственную терминальную сеть, а держателям карт, эмитируемых этими банками, не так просто найти терминал соответствующей платежной системы В настоящее время ряд российских платежных систем в интересах держателей карт проводят технические и технологические мероприятия по объединению платежной инфраструктуры. Это крупнейшие российские платежные системы, широко представленные на рынке банковских розничных услуг нашего региона: «СТБ-кард», «Union card» и «Золотая корона». Подобная интеграция позволит увеличить безналичный оборот с использованием платежных карт за счет роста сети приема платежных карт. Преобладание карт с магнитной полосой (более 70% общего объема выданных кредитными организациями банковских карт) делает необходимым предъявлять особые требования к телекоммуникационной инфраструктуре при совершении on-line трансакций. В частности, для совершения процедуры авторизации (разрешения на совершение операции) необходимо наличие достаточно устойчивых каналов связи, что затрудняет продвижение карточного бизнеса за пределы крупных городов. В результате в небольших городах, поселках области, где имеются отделения или дополнительные офисы кредитных организаций, нет пунктов выдачи наличных денежных средств (ПВН), тем более электронных терминалов на предприятиях торговли. Исключением является Северный банк Сберегательного банка Российской Федерации, который установил в нескольких наиболее крупных городах области банкоматы или терминалы для получения наличных денежных средств. Распространение микропроцессорных карт, не содержащих высоких требований к качеству связи за счет совершения off-line трансакций, позволяет увеличить географию использования платежных карт по всей области за счет вовлечения небольших городов и поселков. Большое значение для развития карточного бизнеса имеет уровень работы кредитных организаций с клиентами – держателями карт, часто не знающими обо всех возможностях предоставленной ему карты. При обращении человека «с улицы» менеджер банка помогает ему выбрать оптимальный вид карты, ставит в известность о необходимых мерах безопасности, объясняет правила пользования банкоматом, терминалом и т. д. При реализации же на предприятии «зарплатного проекта» получение карты поставлено на поток, индивидуальное обучение держателя карты отсутствует. Такой «массовый» подход часто приводит к печальным последствиям для держателей карт. У всех на слуху ситуации, растиражированные средствами массовой информации, когда недостаточно информированные владельцы «зарплатных карт» снимают наличные в банкоматах «чужого» (стороннего) банка и вынуждены уплачивать при этом высокие комиссионные. Эффективность использования платежной карты как средства платежа во многом зависит от уровня подготовки банками-эквайрерами персонала предприятий торговли, так как на практике нередки случаи, когда кассир самостоятельно не может совершить необходимую операцию. Данные о расчетах, совершенных с использованием платежных карт, приведены в статье на основании обобщенных показателей банковской отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. В связи с тем, что по действующим указаниям в эту отчетность не включаются сведения об оплате держателями карт коммунальных услуг, реальный безналичный оборот денежных средств еще выше. Владельцы платежных карт области уже сейчас могут в банкоматах ряда банков заплатить за квартиру, электроэнергию, телефон, совершить другие платежи. Подобная сфера применения платежных карт в ближайшее время получит широкое распространение в связи с реализацией мэрией г. Ярославля проекта по созданию «Cоциальной карты ярославца». Сегодня рынок платежных карт региона достиг достаточно высокого уровня развития по количеству держателей карт и широте охвата ими всех слоев населения, чтобы ставить задачи применения карт для решения социальных проблем. В России уже имеются примеры применения социальных карт. В частности, в столице внедряется «Cоциальная карта москвича». Наш регион не располагает теми финансовыми возможностями, которые есть у мэрии Москвы. Просто скопировать удачную, на наш взгляд, но дорогую «Cоциальную карту москвича» ярославцам не по карману. Кроме того, «Cоциальная карта москвича» изначально реализовывалась на базе карты с магнитной полосой. Поэтому использование чиповой карты позволяет реализовать одновременно с банковским еще ряд приложений – транспортное, медицинское, а также социальные платежи. Примером использования пластиковых карт для решения социальных проблем, отвечающих реалиям провинциальной действительности, является инициированная губернатором области и применяемая в сети универсамов «365» торговая локальная дисконтная карта. Начиная с сентября 2003 г. при предъявлении пластиковой карты универсама «365» на основные товары потребительской корзины (150 наименований) наименее защищенные слои населения (пенсионеры, студенты дневных отделений учебных заведений и военнослужащие) получают пятипроцентную скидку. Для получения карты достаточно обратиться в один из универсамов, заполнить анкету и предъявить документ, подтверждающий социальный статус. По предварительным расчетам, скидками смогут воспользоваться около 9 тыс. семей. Все финансовые издержки по проекту «Универсам-«365» торговая сеть взяла на себя. Для Ярославля это первый реализованный проект социальных карт. Поддержка указанного проекта ярославских предпринимателей со стороны властных структур города и области позволит наработать технологический опыт, приучить население к платежным картам, смягчить социальную напряженность между разными слоями общества. Следующим шагом в развитии «электронных денег» стала организация и реализация системных проектов социальных карт. В 2003 г. подписан контракт между мэрией г. Ярославля и ОАО «Ярсоцбанк» (победителем проведенного среди банков области тендера) о внедрении платежных карт всероссийской платежной системы «Золотая корона». В проект вошли следующие совместные мероприятия: внедрение в 2003 – 2004 гг. «зарплатных» проектов в структурных подразделениях мэрии г. Ярославля и муниципальных организациях; обеспечение выдачи лекарств по бесплатным и льготным рецептам с использованием пластиковых карт; разработка и внедрение проекта «Cоциальная карта ярославца». Нельзя не обратить внимание на проблемы оборота платежных карт, связанные с несовершенством действующей нормативной базы. В частности, в нормативных документах Банка России до сих пор отсутствует понятие «платежная карта», используемое в федеральных законах. Имеют место расхождения позиций Банка России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по вопросу о том, к каким видам операций (наличным или безналичным) можно отнести расчеты с использованием платежных карт. С позиции Банка России, эти расчеты относятся к безналичным операциям, поскольку банковская карта является средством для составления расчетных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С точки же зрения налогового законодательства, указанные операции приравниваются к расчетам наличными деньгами. Эти и другие противоречия затрудняют использование на практике нормативных документов. Так, действовавший порядок расчета и уплаты единого налога на вмененный доход создавал трудности для предпринимателей, принимающих к оплате платежные карты, поскольку данные операции при расчете налогооблагаемой базы не учитывались. В результате до 1 января 2004 г. (вступления в силу изменений в Налоговый кодекс) указанным налогоплательщикам приходилось вести двойной бухгалтерский учет: отдельно по наличному обороту и отдельно по расчетам с использованием платежных карт. Федеральный закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установил ряд дополнительных требований, которые усложнили использование предприятиями торговли и сервиса электронных терминалов. Одним из требований закона является фиксирование в фискальной памяти совершаемых операций, в то время как установленные кредитными организациями терминалы не обладают фискальной памятью и не внесены в государственный реестр контрольно-кассовой техники. Все это привело к тому, что некоторые торговые точки расторгли с банками ранее заключенные договоры, отказываясь от приема платежных карт, тем более от заключения новых договоров. Ставится под угрозу практика вовлечения сферы услуг и мелкой розничной торговли в «прозрачный», контролируемый оборот.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.