Опыт профессиографического исследования (модель экспертной оценки). Средства экспресс-диагностики направленности личности в структуре определения уровня её профессионального развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Личная направленность (направленность на себя - НС) определяется преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями, он мало реагирует на потребности окружающих его людей, в значительной мере игнорирует участников совместной деятельности, в выполняемом деле видит прежде всего возможность удовлетворить свои собственные притязания вне зависимости от интересов других людей, с которыми он работает совместно.

Направленность на взаимодействие (НВД) характеризуется тем, что поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с другими людьми, с участниками совместной деятельности. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя и не всегда может способствовать успешному выполнению задания, для него главное не результат, а взаимодействие с другими, соучастие, иногда его помощь может даже затруднять выполнение задания.

Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) определяется преобладанием мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, стремлением к познанию, овладению новыми знаниями, умениями, способами действия. Такой человек, взаимодействуя с другими людьми, участвуя в совместной деятельности, обычно старается доказать точку зрения, которую считает наиболее полезной для выполнения поставленной задачи.

Интерес к использованию этой методики в практической психологии в настоящее время по-прежнему высок, о чем свидетельствуют публикации последних лет. В литературе (Елисеев О.П., 1994; "Психологические и психофизиологические.. .", 1977) приводятся результаты корреляционного анализа связей описанных выше трех видов направленности личности с личностными качествами, выявленными с помощью личностных опросников Р. Кэттелла и Г. Айзенка. Воспроизведем эти качества, кторые, входя в психологическую характеристику человека с тем или иным видом направленности личности, создают своего рода его "психологический портрет".

"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ" людей с различными видами направленности личности.

Направленность на себя (НС): такие люди характеризуются как неприятные, агрессивные, соперничающие, догматики , сензитивно-женственные, интровертированные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые, консервативные, лабильные, неуверенные, гетеросексуальные.

Направленность на взаимодействие (НВД): такие люди желают симпатии и дружбы, они зависимы от группы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, их тепла, любви, не имеют агрессивных тенденций.

Направленность на задачу (НЗ): такие люди самостоятельны и решительны, волевые, упорные, холодные и необщительные, трезвые, рассудительные, интровертированные, радикальные, недогматичные, без потребности в гетеросексуальности и вообще в какой-либо помощи, агрессивные и соперничающие, спокойные, развитые - включая интеллект.

Эта методика, несмотря на свою популярность и широту применения, все-таки сравнительно сложна по процедуре применения и достаточно трудоемка в обработке результатов. Вот почему встала задача разработки методики экспресс-диагностики направленности личности (МЭДНЛ). Именно такая методика предлагается далее вниманию читателя.

Данная методика разработана на базе предыдущей и позволяет исследовать те же три вида направленности личности учащихся и ее структуру. В отличие от исходной методики она представляет собой значительно сокращенный по числу входящих в нее вопросов (пунктов) и существенно упрощенный по процедуре проведения и обработки вариант ("Познай себя...", 1994). В приводимом ниже модифицированном нами варианте методики она дополнена специально разработанным бланком ответов, что заметно упрощает и существенно ускоряет ее обработку и получение искомых данных. Эта методика, по сути, является методикой экспресс диагностики направленности личности, она может быть названа своего рода "минимультом" для ее изучения. (Приложение 2.)

Методика экспресс-диагностики восприятия индивидом группы (МЭДВИГ). (Модификация и адаптация Ю.А. Корелякова).

В качестве исходных оснований разработки этой методики выступили следующие положения. В изучении мотивационных оснований трудовой направленности есть среди других один очень важный аспект, связанный с проблемой раскрытия места и роли социальных институтов и неконтролируемых или слабо контролируемых социальных влияний и факторов и их соотношение в процессе формирования и развития этих мотивационных оснований и трудовой направленности в целом. Дело в том, что трудовая направленность, будучи сложным, многоаспектным и многоуровневым образованием, формируется и развивается не только в стенах учебного заведения - школе, техникуме, ВУЗе - в период общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, но и в семье, в кругу сверстников, в различных формальных и неформальных группах и объединениях, в том числе референтных, в которые входят учащиеся. Именно поэтому уже на начальных этапах процесса профессионализации личности часто приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием трудовой направленности, сколько осуществлять её перестройку, проводить соответствующую коррекционную работу. Вот почему педагогу и практическому психологу важно знать, как складываются взаимодействия, отношение и восприятие учащимся той группы, в которой ему предстоит трудиться или он уже трудится.

Межличностное восприятие в группе зависит от социальных установок (аттитюдов), которые по своей природе и психологическому содержанию наиболее близки к понятию «направленность личности», прошлого опыта, особенностей самовоспитания, характера межличностных отношений, степени информированности друг о друге, ситуационного контекста, в котором протекает процесс социальной перцепции и т.д. ("Психологические тесты ...", 1996). Вместе с тем на межличностное восприятие группы могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение человека к группе в целом. Такое отношение человека к группе, его восприятие этой группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. При таком взгляде на взаимоотношения и взаимодействия человека

Похожие материалы

Информация о работе