Методика развития физических способностей у детей младшего школьного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика развития физических способностей у детей младшего школьного возраста


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Воспитание личной физической культуры у младших школьников как социально-педагогическая проблема

2. Проблема личной физической культуры у школьников

3. Уроки физической культуры с оздоровительной направленностью в начальных классах

Заключение

Литература


Введение

Современная ситуация, которая складывается в отрасли "Физическая культура", требует серьезных реформаций в области физического воспитания. В связи с этим все чаще звучат ностальгические воспоминания о советской системе физического воспитания как системе, которая действительно была способна в полной мере решать задачи оздоровления нации. В самом деле, не стоит отрицать, что опыт физического воспитания населения, накопленный за советский период, достаточно интересен и заслуживает осмысления и развития.

Тем не менее не нужно забывать, что получили мы его в условиях процветания тоталитарного режима и технократий, в период забвения общечеловеческих ценностей и приоритета общественных интересов над личностными. В конечном итоге эти обстоятельства свели начавшиеся в 30-е годы успехи к деформациям, различным уклонам, что не могло не сказаться на снижении интереса людей к занятиям физическими упражнениями и спортом.

В новых социально-экономических условиях развития общества создаются идеологические предпосылки для формирования российской системы физкультурного воспитания. Основанием для его построения могут служить национальные идеи оздоровления россиян, закаливания их духа и тела, воспитания физической культуры населения. Ориентация российской системы физического воспитания на гуманистические и демократические идеалы потребует в первую очередь построения новой цели физического воспитания детей и молодежи. Уже сейчас во главу угла поставлена задача формирования физической культуры школьника, развития у него потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями и здорового образа жизни. Физкультурное воспитание школьника - сложный, многогранный процесс, включающий в себя наряду с физической подготовкой освоение валеологического знания жизни, обучение умениям и навыкам организации физической активности, а главное - ориентацию школьников на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями и спортом. К эффективному решению сложной задачи должны быть привлечены не только специалисты в области физического воспитания, но и вся заинтересованная в успехе этого дела общественность: врачи, психологи, родители. На равных с ними в этом процессе должны участвовать учителя-предметники, классные руководители, завучи по воспитательной работе, а также введенные в педагогический процесс новые специалисты по социальной психологии и социальной педагогике. Только во взаимосвязи всех участников учебно-воспитательного процесса в школе (гимназии, лицее) можно по-настоящему решить проблему приобщения школьников к здоровому образу жизни и ценностному отношению к физической культуре. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может привести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния

Похожие материалы

Информация о работе