ВВЕДЕНИЕ
За последнее время в значительной мере возросла заинтересованность многих людей в собственном здоровье, причем не только физическом, но и психическом. Наблюдается активный поиск наиболее эффективных форм и методов укрепления здоровья средствами физической культуры, в частности, физической рекреации, т.е. использования различных традиционных и нетрадиционных физических упражнений с целью получения удовольствия от двигательной активности в интересах здоровья человека.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических аспектов рекреационной деятельности, в частности, особенностей влияния занятий двигательной рекреацией на физическое и психическое состояние, а также индивидуально-психологических особенностей занимающихся различными видами физической рекреации. Проблема взаимовлияния физических и психических нагрузок до сих пор является мало исследованной, поэтому следует отметить новизну данной работы. Предполагается определить, какие личностные особенности, а также особенности профессиональной деятельности людей заставляют их выбирать тот или иной вид физической активности для снятия нервно-психического напряжения. Актуальность данного исследования обусловлена острой потребностью в практических рекомендациях многим категориям населения России, поставленного в сверхстрессовые условия, а также специалистам в области физической культуры.
Основные планируемые результаты заключаются в том, чтобы разработать методику занятий водной рекреацией, которая бы учитывала индивидуальные физические и психические особенности занимающихся, особенности состояния здоровья каждого, иными словами, реализовать в методике принцип индивидуального подхода, а также подтвердить, что реализация подобного подхода позитивно влияет на психическое и физическое состояние. Помимо этого, планируется составить личностный
4
профиль людей, занимающихся тем или иным видом физической рекреации. Предполагается, что в силу своих индивидуально-психологических особенностей, социального, материального статуса люди склонны выбирать определенные виды двигательной деятельности в целях получения удовольствия и наслаждения, т.е., испытывая определенные психические нагрузки в своей профессиональной деятельности, снимать высокий уровень нервно-психического напряжения за счет различных нагрузок физических.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен анализ параметров нагрузки в различных видах занятий физической рекреацией (занятия в воде, занятия на суше, занятия индивидуально и занятия в группе); изучены психологические особенности женщин, занимающихся различными видами физической рекреации; разработана методика занятий физической рекреацией с учетом индивидуально-типологических особенностей занимающихся.
В более ранних работах делался акцент на мотивационных аспектах рекреационных занятий, на влиянии различных видов рекреационных занятий на психическое состояние, здоровье и личность занимающихся (Зайцев Т.К., 1993, Виноградов ГЛ., 1997, Яшина Т.А., 1998, Шибалкина М.Г., 1997, Кууз Р.В., 1999, Волков О.И., 2003, Федорова А.Ю., 2003, Платонова Т.В., 2003, Станиславский В.Н., 2003 и др.) либо упоминалось о влиянии той или иной методики занятий на психическое состояние в рамках педагогического эксперимента. В настоящей работе было сделано обобщение накопленного опыта, а также изучены психологические особенности людей, занимающихся различными видами физической рекреащш. Ранее уделялось много внимания психологическим особенностям спортсменов различных специализаций, но в сфере физической рекреации это было произведено впервые.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты в дальнейшем можно будет применить на практике консультирования с целью помочь каждому конкретному человеку в выборе
5
того или иного вида двигательной рекреации для активного отдыха, снятия психического напряжения (нагрузки) посредством физических нагрузок. Это можно осуществить на основании информации об индивидуально-психологических характеристиках, статусе, особенностях профессиональной деятельности человека. Кроме того, это поможет специалистам в области физической культуры в разработке новых методик рекреационных занятий для различного контингента занимающихся.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что построение занятий физической рекреацией с учетом индивидуально-типологических особенностей занимающихся и взаимосвязь физических и психических нагрузок позволит определить оптимальные режимы двигательной деятельности.
Объект исследования: рекреационные занятия с женщинами различного возраста.
Предмет исследования: воздействие рекреационных нагрузок на психофункциональное состояние занимающихся.
Цель работы; определить взаимосвязь физических и психических нагрузок при занятиях двигательной рекреацией и на основе полученных результатов построить методику рекреационных занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей.
Задачи исследования;
1. Выявить параметры физических нагрузок, используемых в различных видах физической рекреации.
2. Определить психологические особенности занимающихся различными видами физической рекреации.
3. Научно обосновать и экспериментально проверить методику занятий физической рекреацией в зависимости от индивидуально-типологических особенностей занимающихся и ее воздействие на психофункциональное состояние занимающихся.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При занятиях различными видами физической рекреации существует взаимосвязь и взаимовлияние физических и психических нагрузок. Эта взаимосвязь представлена, с одной стороны, снижением негативного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.