Введение
1. Биография
2. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства.
3. Интерпретация равенства.
4. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении”
5. Компромисс между абсолютной монархией и республикой
6. Проблема веротерпимости
Заключение
Литература
Введение
ЛОКК (Locke) Джон (1632 - 1704), английский философ, создатель идейно-политической доктрины либерализма. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта. Развил теорию образования общих идей (абстракций).
Социально-политическая концепция Локка опирается на теорию естественного права и общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
В разных странах процесс складывания либеральной политической теории шёл по-разному и с разной степенью интенсивности. Ф.Хайек выделяет два направления в истории политической мысли Нового времени – английское и французское. Первое базируется на интерпретации традиций и институтов, второе увлекается конструированием утопий. Французы пытались обеспечить свободу с помощью лучшей организации государственной власти, что с английской точки зрения означало искать свободу там, где её никогда не было. Для англичан государственное вмешательство в жизнь общества плохо само по себе, оно – необходимое зло, которое важно ограничить до максимально возможных пределов. Английское понимание свободы олицетворяли юристы, французское – философы.[1] Но и сам Хайек указывает на некоторую долю условности в этой конструкции. Так, Ш. Л. Монтескье больше принадлежит к английской традиции, а Т. Гоббс, несомненно, опередил становление французской. Однако общее направление развития политико-правовой мысли указано верно: вершина английской теории – Д. Локк, французской – Ж.-Ж. Руссо. Американская же традиция является продолжением английской, а немецкая – ближе к французской.
В Англии очень рано утвердилось представление о праве как о силе, сдерживающей произвол властей. А парламент, возникший в XIII веке, формально мало изменившись, существует по сей день.
Д. Локк в своей либеральной политической теории широко использует способы естественно-правовой аргументации. Естественными Локк объявляет основные принципы частного права. Поскольку правительствам свойственно стремиться к злоупотреблениям, Локк предлагает принять определённые меры против государства. Гарантией против тирании является реализация принципа разделения властей. Кроме того, предъявляются и определённые требования к закону. Законы, принимаемые в государстве, не могут противоречить принципам естественного права. Такого рода закон будет правовым, и именно такой закон не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу. А «свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе …; это – свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой и неизвестной самовластной воли другого человека».[2] Это и есть характеристика правового гражданского общества, условием существования которого является ограниченное государство.
Локка по праву считают основоположником современного понимания идеи естествен ного права, к его формулировкам восходят все нынешние Декларации прав человека. Среди сформулированных Локком прав человека было и Право на мятеж. Идея естественных прав - это очень взрывчатая идея, она включает в себя очень многое, в том числе и право на мятеж, право на восстание. Кажется, что это право выходит за пределы правозащитной области, но это не так. Идея права человека на мятеж позднее была заявлена в американской
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.