Исследование проблемы воспитания и самовоспитания юных борцов

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


ПЛАН

Введение

1. Гуманизация тренировки по борьбе

2. Исследование проблемы воспитания и самовоспитания юных борцов

Заключение

Литература


Введение

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Специфика спортивной деятельности:

1) в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях высокого ранга; благодаря этой мотивации спорт стал обширной естественной лабораторией человеческих возможностей;

2) в постоянном совершенствовании сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов и необходимости их предвосхищения (антиципации);

3) в постоянных и порой высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов (см. Воля), в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций (см. Стресс) и высокой ответственности за исход выступления;

4) в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многочисленных зрителей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам;

5) в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека (военной, артистической, водительской, оперативной и т. п.);

6) в возрастающем год от года соединении с бизнесом: с созданием обширной промышленной сферы, производящей все для спорта, в том числе спортивную моду, с развитием спонсорско-рекламных отношений; особое место в связи с этим занимает профессиональный спорт, приносящий немалые доходы как предпринимателям, так и спортсменам.

1. Гуманизация тренировки по борьбе

Спорт, как особая форма выражения социальной активности, является необходимым атрибутом развития общества и важным фактором социализации личности. Спортивная деятельность позволяет выявить резервные возможности человека, определить эталонные показатели проявления максимальных физических и психических напряжений.

Современные тренировочные нагрузки в последние годы достигают по объемам и интенсивности критического для человеческого организма уровня. Поэтому даже незначительное превышение нередко может привести к срыву механизмов адаптации, переходу физиологического утомления в последующие его стадии: переутомления, перенапряжения, перетренированности и как следствие этого вызывать снижение спортивных результатов.

Возрастающая конкуренция с зарубежными странами заставляет совершенствовать систему подготовки спортсменов. Поиск новых технологий и совершенствование учебно-тренировочного и соревновательного процессов борцов в спорте в настоящее время является актуальной задачей.

Одна из проблем — широко распространенный травматизм. Далеко не последнюю роль в травмировании спортсменов играет притягательная сила современного спорта, которая таит в себе не только возможность завоевания высших спортивных титулов, но и, естественно, определенную степень риска, предающего соревнованиям яркую эмоциональную окраску.

Научно-исследовательская лаборатория в школе высшего спортивного мастерства, руководимая профессором А.И.Завьяловым, проводит многогранную работу в этом направлении.

Впервые в теорию и практику спорта, в учебно-тренировочный процесс спортсменов нами введено понятие гуманизация. Основная нагрузка или функция этого термина в теории спорта заключается в разработке таких методик тренировки и педагогических действий, которые бы опровергли в настоящее время бытующий среди специалистов и спортсменов тезис - «большой спорт нарушает здоровье», а функциональная задача - опровергнуть антигуманные направления в спорте.

Гуманизация (от лат. humanus – человечный: человечность, человеколюбие, уважение к людям) — это необходимая мера дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, общее направление спотивной деятельности. Гуманизация это корректные взаимоотношения между участниками данного процесса — тренером и спортсменом, совершенствование учебно-тренировочных занятий, направленных на предупреждение травм.

Травмы, возникающие в процессе тренировочных занятий, являются следствием некорректного учебно-тренировочного процесса при подготовке борцов. В связи с этим, особенно острой является необходимость изучения тренерами-преподавателями причин травматизма в период учебно-тренировочного процесса и их профилактики. Только тренер-преподаватель может в полной мере оценить ту или иную ситуацию в сложной технике спортивной борьбы, приводящую к травмам у борцов и выработать необходимые меры предупреждения. Облегчая работу тренерам-преподавателям, мы разработали научно-обоснованные педагогические рекомендации по профилактике травматизма в вольной борьбе, позволяющие тренерам более корректно проводить тренировочный процесс, повышать спортивные результаты, поддерживать и укреплять здоровье спортсменов.

Профилактика — неотъемлемая составная часть всей совокупности учебно-методических, организационных, воспитательных, врачебно-педагогических, гигиенических и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих полноценное использование борьбы как вида спорта, способствующего улучшению здоровья человека и повышению мастерства спортсмена.

Для профилактики повреждений в процессе обучения борьбе необходимы:

- тщательно продуманная организация тренировок;

- проведение специальной «разминки» в целях подготовки организма к выполнению сложных упражнений;

- правильная и четкая постановка задач, как атакующему

Похожие материалы

Информация о работе