Конформизм и конформное поведение. Взгляды Мартина Хайдеггера на конформизм

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Конформизм и конформное поведение

2. Конформизм - изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение.

3. Давление группы на личность способствующее конформизму

4. Выявление зависимости между уровнем конформизма и самооценки у подростков

5. Взгляды Мартина Хайдеггера на конформизм

Заключение

Литература


Введение

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

Экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляет такое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние – в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность ( при наличии хотя бы одного "инакомыслящего" эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста ( с возрастом снижается), от пола ( женщины в среднем несколько более конформны).

Социальный конформизм - нравственная черта, характерная пассивным приспособлением человека к условиям той или иной соц. системы (малой группы, коллектива или более широкой общности), принятием господствующих мнений и взглядов, отсутствием четко выраженной собственной позиции, беспринципным следованием навязываемым образцам поведения. С.к. типичен для отдельных лиц и групп в тех организациях, в которых преобладают авторитарно-бюрократические методы управления персоналом.

Конформизм - беспринципное соглашательство, которое, на мой взгляд, исходит из толстовского или вообще православного принципа "на все воля Божия". Это - принижение возможностей каждого конкретного человека. Возможностей воздействовать на ситуацию.

Большинство людей во всем мире - конформисты. Это нормально. Это создает стабильность в обществе.

Но если общество целиком состоит из одних конформистов, оно обречено на застой. Потому что любые изменения всегда связаны с личностями бунтарскими, недовольными существующим положением дел и нетрусливыми. С личностями, которые способны бросить вызов обществу.

Таких людей мало. Но именно с ними связан прогресс.

Те семь человек, которые в 1968 году вышли на Красную площадь с протестом против советских танков в Праге, стали духовной основой оппозиции. Стремления к свободе и независимости вообще.

Вместе с тем нонконформисты могут быть и разрушителями. Анархисты и фашисты - тоже нонконформисты. Тоже идут против господствующих в обществе принципов. Но осуществление их идей может стать трагедией для огромного количества людей.

Так что конформизм, с моей точки зрения, не является отрицательным качеством человека. Скорее это свойство уравновешенного общества. Общества, в котором революционные перемены не воспринимаются как благо.

1. Конформизм и конформное поведение

Термином "конформизм" психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины. В экспериментах американских психологов, проведенных в 50-е годы испытуемые должны были сравнить линии разной длины, расположенные вертикально. Размер группы составил 7-9 человек, из них только один был настоящим испытуемым, а все остальные являлись подставными лицами, с которыми экспериментатор договорился давать нужный ему ответ. "Наивный" испытуемый не подозревал, что другие участники группы являются подставными лицами и договорились с экспериментатором давать ложный ответ. В эксперименте было три серии. В первом опыте испытуемый отвечал экспериментатору один на один. В этом случае все испытуемые решали з адачу верно. Поскольку смысл эксперимента заключался в выяснении давления группы на мнение индивидов, во второй части использовался метод, названный методом "подставной группы". В этой серии один отрезок, равный другому, подставной группой назывался более коротким или более длинным отрезком. Последним отвечал на вопрос "наивный" испытуемый и выяснялось, насколько он подвержен мнению группы.

Из 123 опрошенных в эксперименте более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, продемонстрировав этим конформное поведение. Когда после эксперимента их спрашивали, что они чувствовали во время

Похожие материалы

Информация о работе