8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности
Как известно, характер человека определяется процессом развития его "Оно" (организма), "Я" (индивидуальности) и "Сверх-Я" (личности) и их взаимодействиями. Э. Эриксон поясняет: когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх-Я", а мертвая точка - это "Я". При этом переход от "Оно" к "Сверх-Я" подобен колебанию маятника с центром равновесия в точке "Я". Это состояние человека характеризуется его индивидуальностью, оно является условием развития и "Оно" и "Сверх-Я". Поэтому каждый человек уникален в силу своей индивидуальности. Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" (индивидуальность) использует защитные механизмы, которые позволяют человеку придти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".
Таким образом, человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга: это - биологический процесс организации органических систем, составляющих тело (сома); психический процесс, организующий индивидуальный опыт посредством эго-синтеза (психика); общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей (этос). Для целостного понимания любого события человеческой жизни необходимы все три подхода: нужно постоянно вычленять в каждом человеке названные выше грани. Но так получилось в педагогике, что она основное внимание уделила проблемам физического развития (физическая культура, физическое здоровье) и воспитанию личности (мировоззрение, убеждения и т.д.), не проявив при этом интереса к проблеме развития индивидуальности человека, которая заслуживает большего внимания. На этот факт указывали многие ученые. Так, в своей первой крупной и самой знаменитой работе "Детство и общество" (1950 г.) Э. Эриксон (127) писал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда .
В каждом человеке необходимо формировать индивидуальность, а не только и не столько личность и личностные качества. Для этого необходимо развести эти понятия: личность и индивидуальность . В последние годы в педагогике все больше укрепляется мнение о целях педагогической деятельности, связанных прежде всего с раскрытием сущностных сфер человека и его социальным становлением. При этом цели деятельности не унифицированы, а рассматриваются применительно к каждому человеку, являющемуся как объектом, так и субъектом педагогических воздействий, то есть решение педагогических задач прежде всего опирается на индивидуальные качества воспитуемого. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Как показано выше, индивидуальность определяется основными ее сферами. Для педагогической конкретизации общих представлений о личности и индивидуальности необходимо рассмотреть ряд вопросов: как происходит развитие индивидуальности и воспитание личности, каковы критерии сформировавшихся индивидуальности и личности?
Развитие индивидуальности, как уже отмечалось, происходит на основе гармоничного развития всех ее сфер. И критерием ее развития является степень сформированности интеллектуальной, мотивационной и др. сфер.
Развитие личности зависит не только от внешних условий, но и от внутренних. Сформированность личностных качеств зависит от степени развития индивидуальных. Л.И. Божович выделила два основных критерия сформировавшейся личности.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если его мотивационная сфера настолько развита, что он способен управлять собственными непосредственными побуждениями: преодолевать свои желания ради чего-то другого, сдерживать свои потребности, проявлять интерес к явлениям социальной жизни. При этом должны быть развиты социально значимые мотивы, то есть побуждения, заданные обществом.
Второй критерий: человека можно считать личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением .
Названные критерии связывают воспитание личности с развитием индивидуальности, но при этом развитие индивидуальности должно происходить в общении с другими людьми, так как личности (отношения) формируются в процессе их интеракции друг с другом.
Если у человека есть два указанных признака, то в таких случаях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.