Анализ структуры потребностей личности

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Введение

Анализ литературы по психологии показал, что большую роль авторы отводят развития личности. Особенно это характерно для представителей гуманистической психологии (К.Гольдштейн, Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Объектами изучения, в рамках этого направления, избирались творческие прогрессивные деятели, а методом изучения было обобщение их личностных качеств. В отечественной психологии в исследованиях последних лет, посвященных проблеме личности, этот подход критикуется. В частности, Б.С.Братусь (1988) отмечает, что выбор в качестве объекта изучения личности выдающихся творческих деятелей представляет нам готовый результат, но процесс развития личности при этом от нас скрыт. Однако сам подход к характеристике личности через самосознание и творчество Б.С.Братусь не подвергает критике. Такая критика содержится в пособии А.Г.Асмолова (1990). Он считает мир личности необъяснимым через самосознание и творчество.

А.Г.Асмолов далее справедливо замечает, что психология личности оказалась расчлененной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию индивидуальных различий. С другой стороны, разные направления в изучении личности избрали в качестве "материала" для построения теории личности как основы: влечения, потребности, мотивы и ценности, которые наиболее детально исследуются в психоанализе и гуманистической психологии; факты поведения - исследуются в разных вариантах бихевиоризма и деятельностного подхода; социальные роли - в социально-психологических подходах; знания и убеждения - в когнитивной психологии и т.д.

Говоря далее о необходимости системного подхода к личности, А.Г.Асмолов упоминает об одном из парадоксов системного мышления: элемент в системе и система в элементе, личность в системе общества и общество в системе личности. На мой взгляд, точнее было бы сказать, что общество отражается в самосознании личности. Если развить эту мысль, то следует мыслить личность не только способной вместить в себя, а точнее в сознание и самосознание ту систему, элементом которой она сама является, но и (это еще один парадокс системного мышления) вместить прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, реализация системного подхода  к пониманию личности приводит нас к "удержанию" в характеристике личности и творчества, и самосознания как сторон, моментов, о которых можно сказать, что это об одном и том же. Сам А.Г.Асмолов вынужден вводить "предметную совместную деятельность" в качестве "метода анализа развития личности".

1. Иерархия потребностей по А.Маслоу

Известный американский психолог А.Маслоу – представитель гуманистической психологии – противопоставил свой подход к изучению личности в психоаналитической психологии, считая ее однобокой из-за поглощенности З.Фрейда изучением болезни. Он предложил изучать психически здоровых самоактуализирующихся людей в качестве основы для универсальной психологии. Самоусовершенствование является основной темой жизни человека. А.Маслоу полагал, что люди почти всегда чего-то желают, человек – «желающее существо». Все потребности человека врожденны, организованы в иерархическую систему:

Потребности самоактуализации: реализация потенциала

Потребности самоуважения: значение, компетентность

Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие

Потребности безопасности: долговременное выживание и стабильность

Физиологические потребности: голод, жажда

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей вышележащих уровней и их участие в мотивации. А.Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность и психическое здоровье он может продемонстрировать. Человек может сам создавать собственную иерархию потребностей вследствие особенностей индивидуальной биографии. А.Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические; 70% - безопасность; 50% - любовь; 40% - самоуважение; 10% - самоактуализация.

В дополнение к иерархии потребностей А.Маслоу выделил две глобальные категории мотивов: дефицитные (дефицитарные или Д-мотивы) и мотивы роста (метапотребности, бытийные или Б-мотивы). Дефицитарная мотивация направлена на удовлетворение состояний, связанных с голодом, жаждой, опасностью, и нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие. Б-мотивы имеют отдаленную цель, связанную со стремлением актуализировать потенциал, расширить познание. Как первые, так и вторые потребности, по мнению А.Маслоу, являются инстинктивными, имеющими биологические корни, и поэтому для обретения психического здоровья необходимо удовлетворение не только Д-потребностей, но и Б-потребностей. Депривация Б-потребностей не всегда переживается как осознанное

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
81 Kb
Скачали:
0