Девиантное поведение
ПЛАН
Введение.
1. Формы проявления
3. Расстройство поведения
4. Перспективы решения проблем
Заключение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
Девиантное поведение - довольно размытая категория. Девиантное поведение нельзя определить четким, ограниченным понятием. Однако в настоящее время девиантное поведение определяется как поведение, отклоняющееся от нормы.
Самым сложным представляется именно провести грань между нормальным и девиантным поведением . Возникает в связи с этим закономерный вопрос: что нужно считать нормой поведения, чтобы отграничить его от девиантного поведения? На этот вопрос также нельзя ответить однозначно ,так как в разных социальных группах существуют свои, определенные именно этой группой, нормы и правила поведения. Парадоксальным является то, что в одной социальной группе какое-то определенное поведение считается нормой, а в другой - девиацией.
В настоящее время девиация получила очень широкое распространение в молодежной среде. Но перед началом анализа проблемы соотнесения девиации и молодежи необходимо уточнить, что на сегодняшний день в России девиацией считается отступление от общепринятых норм, закрепленных в законодательном порядке: в законах (ФКЗ ,ФЗ) и подзаконных актах.
Более "размытыми" и неопределенными являются моральные нормы. Они не закреплены в письменной форме и не кодифицированы; скорее они представляют собой обычай, передающийся из поколения в поколение. Ввиду неопределенности диспозиций моральных норм, отклонения всегда можно трактовать как нормальное поведение, принятое в данной социальной группе (например, неформалы).
Несовершеннолетними признаются подростки в возрасте 14 - 15 лет.
1. Формы проявления
Девиантное поведение может иметь 4 различных формы проявления:
1. Экстравертивная отрицательная девиация.
2. Экстравертивная положительная девиация.
3. Интровертивная отрицательная девиация.
4. Интровертивная положительная девиация.
Экстравертивная отрицательная девиация - девиация направленная "на мир" при условии ,что подросток своим поведением сопротивляется общепринятым нормам и правилам открыто, довольно активным путем - на основании этого мы можем говорить о детской или подростковой преступности. Причин ухода подростка в криминогенную среду может быть очень много.Среди них можно выделить: социальные (неблагополучная семья; влияние старших, имеющих "опыт отсидки" ,"романтика" зэковской жизни и другие), экономические (нехватка денег и др),детские воспоминания (очень часто при психологическом анализе выясняется,что дети, совершившие тяжкие или особо тяжкие преступления против жизни или здоровья человека,в детстве либо сами издевались над животными либо были свидетелями такого издевательства со стороны других лиц). Этот ряд причин можно продолжать еще очень долго, но в каждом случае эти причины будут сугубо индивидуальны.
Экстравертивная положительная девиация направлена на "мир", очень тесно связана и интровертивной положительной девиацией при условии, что подросток стремится "сделать мир лучше помочь другим". Такие подростки занимаются творчеством, через которое они себя реализуют.
Интровертивная отрицательная девиация направлена "внутрь" подростка. Такие дети зачастую замкнуты,употребляют алкоголь, наркотики. К причинам, помимо вышепречисленных,можно отнести такие причины, как стремление подражать взрослым, стремление быть "как все" ,желание быть независимым и ряд других. Характеризуя данные действия, можно сказать, что интровертивная отрицательная девиация очень тесно связана с экстравертивной: интровертивная в 90% переходит в экстравертивную (подростки в состоянии алкогольного опьянения совершили разбойное нападение на мужчину).
Интровертивная положительная девиация направлена "внутрь" подростка ,но, как следует из названия, с положительной, возможно подсознательной, мотивацией: данный вид девиации способствует самосовершенствованию подростка,его развитию как личности как в нравственном, так и в интеллектуальном плане.
Интровертивная положительная девиация зачастую переходит в экстравертивную: подросток, часто сам того не желая или не осознавая, старается помочь другим людям посредством своего творчества. Совершествуясь, он помогает не только окружающим его людям, но и себе, осознает свою значимость как индивида и значимость своего творчества.
Анализируя вышесказанное, можно сказать, что независимо от формы девиации, подростков необходимо организовывать. Это касается не только учебных заведений различных уровней, но и специализированных школ (художественных, спортивных и других).Основная задача - заинтересовать подростков, направить их неуемную в этом возрасте энергию в нужное русло,чтобы они принесли пользу окружающим и не "сломались" , а наоборот укрепили свою психику, еще формирующуюся в этот период.
Что же касается подростков, уже совершивших преступления, то таким детям необходимо пройти курс реабилитации в целях возвращения в нормальное общество, в котором они не должны чувствовать себя лишними, "изгоями".
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.