Параллельно предлагаются услуги прачечных, химчисток, ремонт обуви, предоставляют товарные кредиты и т.п. К данному типу можно отнести и специализированные супермагазины, так называемые “убийцы” в своей товарной категории, которые занимаются специализацией по конкретной товарной категории или ассортиментной группе, чем уничтожают конкурентов по этой позиции. |
Розничный магазин можно рассматривать как специфический элемент экономических отношений. По аналогии с жизненным циклом товара розничные магазины проходят через стадии роста и упадка, то есть обладают жизненным циклом розничного предприятия. Предприятие появляется, на начальном этапе проходит стадию ускоренного роста, затем стадию зрелости, далее возможен спад и, если не будут применятся новые маркетинговые стратегии, последующее вытеснение с рынка. Это обусловлено жизненными циклами товарных категорий, а также следствием принципа розничного кругооборота. Интересно рассмотреть суть розничного кругооборота - обычные магазины стремятся предлагать своим клиентам множество услуг, но за них нужно платить (косвенно потребителю) и торговые наценки увеличиваются. В результате высокой цены появляется рыночная ниша для новых типов магазинов торгующих по сниженным ценам с меньшим набором услуг, далее доходы таких “новичков” растут и они начинают расширяться, обновляют помещения, увеличивают набор услуг, расширение приводит к увеличению затрат, наценка увеличивается и предприятие приобретает черты обычного магазина. Принцип розничного кругооборота способствует развитию рынка, стимулирует появление новых форм розничной торговли.
Наряду с торговлей через магазины, розничная торговля осуществляемая вне магазинов занимает существенную долю потребительских покупок, уже около 12%, причем темпы роста этого канал существенны и ожидается, что к 2000 году объем продаж вне мегазинов будет составлять 50% всего товарного рынка. В табл. 2 рассмотрены основные типы организации розничной торговли вне магазинов:
Таблица 2. Типы розничной торговли вне магазинов.
ТИП |
ОПИСАНИЕ |
Личная продажа |
Продажа посредством работы торгового представителя, то есть торговый представитель наносит визит клиенту, либо группе клиентов и осуществляет продажу (технология данного метода будет описана подробнее далее во 2 главе). |
Многоуровневый (сетевой) маркетинг |
За последнее время бурно развивающийся канал продвижения, особенно в России. Организуется в форме пирамидального варианта личных продаж, при котором компания набирает независимых работников, становящизся дистрибьюторами ее продукции. Дистрибьюторы в свою очередь нанимают других людей и продают им товар, те тоже нанимают распространителей и т.д. Дистрибьютор получает процент от продаж всей нижестоящей цепочки торговой группы и от продаж своих собственных. |
Продажа через автоматы (вендеры) |
Очень выгодный канал для продажи товаров импульсной покупки (сигареты, прохладительные и горячие напитки, конфеты, газеты). Вендеры размещаются в цехах на производственных предприятиях, в офисах, крупных магазинах, на автозаправках, в гостиницах и т.п. Выгода и удобство: работа круглосуточно, отсудствие продавца, которому не надо платить заработную плату, возможность размещения торговой точки на самых оживленных местах. |
Прямой маркетинг |
Организуется посредством торговли по каталогам, торговли через почтовую рассылку, в России такие типы торговли уже пришли в упадок, хотя в развитых странах проводятся в больших масштабах. Существуют также такие каналы как: телемаркетинг (продажа по телефону), через телевидение (телешопинг, информационные ролики), электронная торговля через сеть Internet. Сейчас уже и в России идет значительное развитие системы электронной торговли, это обусловлено прежде всего развитием систем коммуникаций и сети Интернет. Технология организации электронной торговли ведется в двух основных направлениях: через электронную почту посредством бесплатной рассылки коммерческих предложений зарегестрированным пользователям и через электронные магазины, находящиеся на Интернет-страницах в сети. В последнем случае покупатель может выбирать по электронному каталогу предпочтительную модель изделия и осуществить оплату кредитной карточкой введя ее номер. |
Организации, занимающиеся розничной торговлей выделяются в самостоятельный канал, в форму корпоративной розничной торговли. Их технология организации возможна за счет эффекта масштаба. В табл.3 рассмотрены основные типы таких организаций, существующие как на российском так и на зарубежных товарных рынках.
Таблица 3. Типы организаций, занимающиеся розничной торговлей.
Корпоративные сети магазинов (холдинги магазинов) |
Два и более (обычно 10) магазина, имеющие одного владельца и единый контролирующий орган, работают по централизованной системе закупки товара из-за чего предлагают одинаковый ассортимент. В организационной структуре имеют отделы по ценообразованию, продвижению, планированию, контролю над запасами и т.п. Большой объем товарооборота позволяет им совершать закупки в больших |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.