Оборотные средства предприятия: состав и классификация

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

1. Структура предприятия

2. Оборотные средства предприятия: состав и классификация

Литература


1. Структура предприятия

Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Т.О.,под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности. В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии : менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно -коммерческой деятельности организации,производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др. Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.

Заводоуправление 1-яступень             Заводоуправление 1-яступень

Цеха 2-яступень                                   Производство 2-яступень

Цеха 3-яступень

Линейные структуры управления

Линейная структура одна из простейших организационных структур управления, она образуется в результате построения системы управления на основе только вертикальных связей между звеньями системы управления в виде иерархической лестницы. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. При этом каждый работник подчиняется только одному руководителю и, следовательно, связан с более высокими уровнями управления только через своего непосредственного начальника. Рабочие подчиняются своему бригадиру, бригадир -мастеру, мастер - начальнику смены, начальник смены - начальнику - цеха, а он - директору завода. Таким образом, в системе управления создается иерархия подотчетности и ответственности, являющаяся в линейной структуре единственным типом организационных отношений. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый руководитель обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Руководитель организации

1. Линейный           2. Линейный                   3. Линейный руководитель          руководитель                 руководитель исполнители           исполнители                   исполнители

Рис.1 Схема линейной структуры управления

Функциональные структуры управления.

С развитием производства и возрастанием его требований к качеству решаемых самых различных задач управления возникла необходимость в выделении органов управления, специализирующихся на выполнении отдельных функций управления. Происшедшая вследствие этого специализация и кооперация труда в аппарате управления привела к созданию функциональной оргструктуры.

В такой оргструктуре функциональному руководителю делегируется линейная власть в масштабе выполняемой функции управления.

Руководитель организации функциональный             функциональный           функциональный руководитель А                руководитель Б              руководитель В

исполнители                    исполнители                   исполнители

Рис. 2 Схема функциональной структуры управления.

Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура управления. В этой структуре сочетаются преимущества линейной и функциональной структур, но доминирующими остаются вертикальные (командные) связи типа «руководитель-подчиненный». Функциональные звенья управления лишены административной власти в отношении нижестоящих исполнителей и руководителей, функциональные руководители вышестоящих уровней осуществляют лишь функциональное руководство ниже стоящими функциональными службами. Т.о. линейно-функциональная система обеспечивает форму разделения и кооперации труда в управлении, при которой принятие решений и управляющие воздействия осуществляют линейные руководители, а функциональные - разрабатывают проекты решений, консультируют, координируют, информируют.


Рис.3 Схема линейно - функциональной оргструктуры.

Однако и линейно - функциональная система не лишена недостатков

Похожие материалы

Информация о работе