Поддержка малого предпринимательства в России

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


ПЛАН

Введение

1. Современные формы поддержки малого бизнеса за рубежом.

2. Правовая среда малого предпринимательства в России.

3. Анализ содержания, методов и форм государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Важной особенностью малого предприятия является его способность использовать ресурсы, получаемые в нефинансовой (натуральной) форме, более эффективно, чем крупные фирмы, и относительно более эффективно, чем финансовые. Эта способность обусловлена, в первую очередь, менее консервативной, как правило, структурой управления малого предприятия, что для использования финансовых средств является отрицательным фактором, а для овеществленных инноваций - положительным. Процесс поиска, внедрения и включения в производство инноваций всегда значительно более формализован и нормативно декларирован, а для малого предприятия, имеющего высокопрофессиональных специалистов, эта операция представляет дополнительные трудности. Поэтому малые предприятия заинтересованы в расширении возможностей внедрения инноваций в материальном виде. Особый случай представляют интеллектуальные ресурсы (технологии, "know-how", торговые марки и т. д.), но и здесь для малого предприятия предпочтительнее получить в качестве инноваций готовый продукт чем средства на его приобретение.

Эффект использования различных форм инноваций во многом определяется уровнем развития специализированной нормативной базы, регулирующей отношения, возникающие в таких операциях, развитием соответствующей организационной структуры государственного регулирования и инфраструктуры рынка. Реализация государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и инноваций в этой отрасли, требует создания институциональной и правовой системы, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций, ориентацию как на общие цели социально-экономической политики государства, так и на интересы субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что большинство действующих в настоящее время нормативных и подзаконных актов носят рамочный характер и не определяют механизмов реализации декларируемых в них положений. Из этого следует признаваемая большинством экспертов и исследователей необходимость расширения и углубления существующей нормативной базы по следующим важным направлениям. Первое из них должно включать подготовку и принятие на федеральном уровне пакета законодательных актов и нормативно- правовых документов, направленных на создание общих благоприятных условий для развития негосударственного предпринимательства и повышения эффективности его государственной поддержки.

В рамках второго направления на федеральном уровне следует создать комплекс нормативно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих реализацию конкретных направлений поддержки малых предприятий, прежде всего в сфере расширения инновационных проектов.

Третье направление - это формирование на уровне субъектов Федерации региональной законодательной базы, которая конкретизировала бы с учетом местных условий и особенностей структуру и содержание нормативной базы государственной поддержки малого предпринимательства, разработанной и действующей на федеральном уровне.

В целом данные мероприятия позволят сформировать дееспособную "двухуровневую" (федерального и регионального уровней) структуру законодательного и нормативного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, это обеспечит разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами с целью единства и непротиворечивости регулирования деятельности малых предприятий в различных регионах.

Совершенствование деятельности государства по формированию правовых основ регулирования малым бизнесом должно в результате привести, во-первых, к созданию самостоятельной законодательной и нормативной базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов МП, регулирующей формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений; во-вторых, к возникновению действенных правоприменительных механизмов, гарантирующих соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса во всех отношениях с органами государственной власти и другими хозяйствующими субъектами; в третьих, к обеспечению безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий как со стороны граждан, так и со стороны государства.

Важной особенностью является то, что реализация большинства из этих целей в определяющей степени зависит от политической воли законодательных органов государства, а не от существующих объективных правовых и экономических условий. В качестве основных направлений совершенствования институциональной системы государственной поддержки малого бизнеса, в том числе и в отношении внедрения инноваций в отрасль, можно определить следующие:

— повышение технологичности реализации государственных программ и осуществления инновационных проектов;

— по возможнсти, минимизация численности аппарата включенных в систему элементов и расходов на его содержание при росте эффективности решения поставленных задач;

— открытость процессов принятия решений для предпринимателей и включение этой информации в общее информационное поле рынка;

— включение в систему механизмов конкурсного отбора направлений поддержки и субъектов рынка для решения программных задач;

—создание независимых (общественных или рыночных) механизмов оценки конкурентоспособности принимаемых решений и их реализации.

В целях повышения активности инновационного внедрения в своем секторе экономики работа системы государственного управления малым бизнесом должна осуществляться исходя из следующих основных принципов:

— гибкость системы приоритетов и расширение методов и форм государственной поддержки малого бизнеса;

— обязательное определение и закрепление стабильного источника бюджетного финансирования системы поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях;

— повышение открытости реализации государственной политики в области малого бизнеса, установление открытых конкурсных процедур распределения инновационных ресурсов с участием представителей общественных объединений предпринимателей;

— согласованность и непротиворечивость мер, направленных на расширение инноваций в малом предпринимательстве на федеральном и региональном уровнях;

— упрощение государственных регулирующих процедур в отношении малых предприятий: упрощение порядка регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности, уменьшение числа согласующих инстанций, дальнейшее упрощение порядка и форм отчетности.

Следует отметить, что в условиях формирования рыночных отношений

Похожие материалы

Информация о работе