Анализа основных нормативных актов, имеющих отношения к вопросам обеспечения радиационной безопасности в гражданской сфере

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Почему действующее законодательство не обеспечивает необходимый уровень информирования населения и  учет мнения граждан.

Анализ законодательства проводился специалистом Северо-Западной Академии Государственной службы по заказу программы «ЭКОМ» СПб Общества естествоиспытателей. В исследовании было рассмотрено правовое обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений в законодательстве Российской Федерации в целом и специфика правового регулирования ядерной отрасли с этой точки зрения. Было проанализировано содержание 105 основных нормативных актов, имеющих отношения к вопросам обеспечения радиационной безопасности; 20 ключевых документов были использованы в количественном анализе.

Обращение с радиоактивными материалами, ядерная промышленность являются особо опасными видами деятельности в силу трех причин:

  • из-за невозможности людей ощущать действие поражающего фактора – радиации;
  • из-за масштабного во времени и в пространстве воздействия, которое может оказать авария или даже нормальное функционирование любого предприятия;
  • из-за того, что эта область не относится к традиционным видам человеческой деятельности; источником всех знаний являются исследовательские институты и сами промышленные объекты.  

Поэтому законодательное регламентирование общественного участия в сфере обеспечения радиационной безопасности должно носить особый характер. Законодательство должно не просто закреплять права граждан, но устанавливать обязанности специальных учреждений, а также всех предприятий и организаций, относящихся к ядерной области. Информирование общественности, учет мнений граждан и привлечение к контролю в ядерной сфере должно иметь принципиально более широкий характер, чем при обычной хозяйственной деятельности, и это требует специального правового обеспечения.

В результате анализа основных нормативных актов, имеющих отношения к вопросам обеспечения радиационной безопасности в гражданской сфере, было установлено:

1.  Наблюдается значительная неравномерность в нормативном обеспечении различных областей участия общественности. Меньше всего проработаны в правовом плане именно те аспекты, которые напрямую затрагивают население – участие общественности в обеспечении радиационной безопасности в быту и при транспортировке радиоактивных веществ, а также те, которые представляют собой сложные в экологическом плане вопросы: обсуждение вывода из эксплуатации объектов радиационной опасности.

2.  Почти по всем основным вопросам общественного участия существуют только общие правоустанавливающие положения и отсутствуют нормы правоприменительные, раскрывающие механизм осуществления права. 24 из 36 статей, относящиеся к общественному участию, принадлежат трем федеральным законам и являются правоустанавливающими. В то же время лишь два правоприменительных акта посвящены конкретным механизмам общественного участия, а в 7 из 20 ключевых нормативных актов вообще нет положений, связанных с общественным участием.    Так, в исполнение правоустанавливающей нормы Закона РФ «Об использовании ядерной энергии» постановлением Правительства было утверждено Положение о порядке посещения гражданами ядерных объектов. А вот норма закона «О радиационной безопасности населения», которая требует от законодателей РФ установить порядок общественного контроля, осталась без исполнения.

3.  В правоустанавливающих нормах декларации прав граждан чаще всего не подкрепляются соответствующими обязанностями органов государственной власти и организаций. В ряде случаев (6 положений) законодательство декларирует право государственных органов и организаций на вовлечение общественности. Такие нормы носят рекомендательный, а не обязывающий характер.

4.  В положениях об информировании общественности, как правило, предусмотрено пассивное информирование (ответы на запросы), и лишь в трех случаях говорится об обязательном активном информировании. Активное информирование обязательно только в аварийных ситуациях. Это совершенно не соответствует общественной потребности в просвещении и росте уровня радиационной грамотности населения. Не говоря уже о том, что скорость получения информации по модели «письменный запрос – письменный ответ» совершенно не устраивает журналистов и не соответствует режиму работы СМИ.

5.  Положения, предусматривающие учет мнения общественности в принятии решений, не подкреплены правоприменительными положениями. Фактически это означает, что реализовать свое право могут не все граждане, а только те, кто имеет время и средства, например, на ведение длительных судебных процессов. Кроме того, закон "Об использовании атомной энергии" предусматривает обсуждение вопросов использования атомной энергии лишь на уровне субъектов федерации и местном уровне, опуская федеральный уровень.

6.  Положений об общественном контроле явно недостаточно (всего

Похожие материалы

Информация о работе